Каменная и символичная 3…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura.

Каменная и символичная…Пласенция, Экстремадура.

Каменная и символичная 2…Пласенция, Экстремадура.

Шаг влево- средневековье, шаг вправо-готический дух. Перед тобой опóрочные нервы, которые делят стену вдоль по самому центру и размеживают где чей удел. По эту сторону чёрточки- романские грубые тесаки, по эту сторону- высокого полёта возрождённые идеи. А сзади огромное окно, через которое без препятствий и размеживаний прорывается южное солнце и всё баламутит и размазывает наши тонкие черчения. Что же ты? А мы так старались провести границы! Чтоб всё чётко и строго геометрически. Хотя кому нужна эта математическая точность, если оба они так срослись, что друг без друга не могут, что подставляют по-братски соседу опорные стены и подпорные арки. А если им не мешают эти различия, то давайте и мы будем смотреть на них как на единый искусно соединённый храм божий.

plasencia990

Сквозные дыры во времени.

plasencia973

Без крышы.

plasencia976

Лёгкая зелень.

Иннокентий IV, слуга Божий, восседая в папском кресле в лучезарной Италии, подписывал не мало документов и разрешений. Одним из многих была не особо важная для хода истории булла на строительство собора в Паленции, где-то в Испании. Тоже лучезарной, кстати. Тогда в Паленции уже шёл 1254 год от рождества Христова. Епископ, дон Доминго, не скорой почтой получил пергамент. Пока благословил на строительство Маэстра Рэмóндо, уже начинал подходить к концу XIII век. Но строить всё-таки начали, собор приобретал форму, подключались новые мастера после смерти предыдущих и так, долго ли коротко ли, возводился старый собор 200 лет с маленьким хвостиком. И даже дело было не в мастерах, и не материалах, а в банальных денежках. Всё время работа стопорилась из-за нехватки капитала и возобновлялась когда хоть краюшка хлеба падала в епископскую казну.

plasencia826

Ещё не совсем вытянутые.

plasencia824

Тут уже основательно оготившиеся.

plasencia832

Статуя Девы Марии тех времён.

plasencia834

Стрельчатые проёмы.

plasencia835

Внутренняя галерея.

plasencia843

В предверии интересного.

Потому перечислять мастеров и участников этого небольшого, на самом деле, проекта совсем не стоит, бо 200 лет в человеческих жизнях-это не мало. Однако это отпечаталось на соборе в виде многочисленных гербов, определяющих епископов, которые брались за продолжение работ. Собор, всё-таки ,был достроен. Как раз в тот момент, когда надо было начинать строить новый, как мы видели на примере фасадов. Вот как раз романский фасад это то самое единственное, что осталось от старого проекта, так как вся основная структура уже была основательно подъедена новым готическим дыханием. Сегодня нас сразу встречает внутрення галерея своим ярким солнцем и геометральной готичностью, которая таки была доведена до конца в 1438 году. Что и отпраздновали бурной процессией по самой галерее. И, вместо технических изысканий галереи, я предпочитаю побеседовать с вами о свете.

plasencia884

Прогресс человечества позволил создавать не только стены и крышу, а что-то эстетически выдающееся.

plasencia839

Верующие.

plasencia840

Снова монстры на свежем воздухе.

plasencia844

Кто-то похожий на обезьяну старается ничего не рассказать.

plasencia848

Пьющие из этого источника…

plasencia852

Несостыковки.

plasencia854

Окно или дверь?

plasencia855

По случайности его не замуровали.

plasencia877

Внутренний дворик не большой.

plasencia920

Не так давно здесь росли большие лимонные деревья, но что-то на них напало и съело. Пришлось вырвать с корнем.

plasencia924

Деталь фонтана.

plasencia921

Простая красота.

plasencia887

Различные растения.

Да,…свет…он как хрупкий очерк от руки, брошен через оконную призму. Неточные очертания, совсем не характерные готическим живописцам, создают атмосферу тепла. Этот свет окутывает нежными ощущениями в тени и слепит своей сочной палитрой на яркой сторонке. Он играет твоим воображением, когда прячет фигуры и капеллы в, казалось бы, непроглядной тьме, пока ты не сделаешь шаг через эту эфимерную линию. Свет способен задвигать каменных драконов, только лишь слегка перемещая полы своей яркой мантильи. Тогда тень от фигур ложиться иначе и совсем по-настоящему видится движение, изменение в лице и как будто даже движение рук. В крытых галереях только благодаря свету создаётся странное ощущение лёгкости, отчуждённости от всего мира, какого-то момента, который хочется задержать, так как кажется что вот что-то сейчас происходит важное, что-то после чего всё будет иначе. В этом мистическом ареоле даже твои шаги не отдаются звуком. Безмолвная магия мягкой пылью в лучах солнца плавно танцует и оседает на очертания и предметы.И хочется просто идти по кругу, осторожно наступая на древние плиты, чтоб не попадать на черту света и тени. Идти в тени чтоб вобрать всю силу яркого света.

plasencia934

Когда в тени.

plasencia968

Когда только голову повернуть.

plasencia952

Оттеняя себя.

plasencia958

В этом свете событий…

plasencia961

Там, где прорыв.

plasencia970

Граница, на которой так мягко ложится свет.

plasencia977

Пластичность камня с игрой света.

plasencia987

Оголтелый.

plasencia989

А потом на эти камни накладывают вот такую красоту.

plasencia991

Монстр, кусающий кабель.

plasencia996

И снова яркие очи.

plasencia997

От такого света по-настоящему набухают бутоны.

plasencia60002

И глашатаи несут добрую весть.

plasencia60003

Как живой организм…

plasencia60005

Который тоже хочет быть красивым…

plasencia60010

…И любимым.

plasencia60011

Когда вокруг столько готовых восхищаться его красотой.

plasencia60032

Мелочи.

plasencia60033

Мама с детёнышем.

plasencia60036

Мифические птицы затаились в зелени.

plasencia60041

И монстры на страже. Всё теже знакомые символы и персонажи.

Крытые галереи всегда служили как бы нитью соединения для всех помещений. На дворик всегда выходили Капитулярный зал, церковь, кухни, комната аббата. А здесь эта нить двойная: как положенно, структурная, и временная, потому как именно здесь соединяются оба собора. Здесь же лучше всего видно старую романскую и очень любимую палентинцами башню, которую в народе зовут Дыневой. И не потому что на ней растут дыни, и даже не потому что была когда-то легенда связанная с этой бахчевой. Всё потому, что наконечник византийского купола напоминал местным дыню. Правда, что в Экстремадуре растёт большое количество бахчевых, но было ли так в те времена нам не известно, однако любовь к дыням уже точно зародилась. Источник таким фруктам-ягодам на соборах нужно выискивать во французской глубинке в Пуату (Poitou). Вероятно там тоже сажали дыни.

plasencia878

plasencia902

Такая чешуя позволяла эвакуировать дождевую воду и давать ей проникать меж черепицами.

plasencia903

Восьмилистые розы.

А под чешуйчатым куполом находилось самое красивая камера во всей галерее- Капитулярный зал. Действительно, все «рабочие» помещения в соборах и монастырях были очень скудными на украшения и красоту вобщем. Это была мишура из паралельного им мира. Но Капитулярные залы, где собирался совет из самых главных, всегда впечатляет своими красками и убранством. Сегодня они могут показаться всего лишь немного красивее сделанными, с более гибкими арками, но это только потому, что вся раскошнейшая роспись со временем утерялась. На пальцах можно сосчитать соборы в Испании, где удалось сохранить хоть часть фресок. А без сопровождающих иллюстраций эта книга уже совсем по-иному читается и воспринимается.

plasencia979

Византийское вдохновение. Переход от романского к готическому.

plasencia978

Прощающая Дева Мария. Последняя четверть XIII века. Тогда у неё была своя собственная капелла.

plasencia980

Работа завершённая к 1270 году мастером Хилем дэ Куэяр.

plasencia981

Стройность.

plasencia984

Выход на яркий свет.

plasencia993

Левое окно уже было готово быть съеденным новым гигантом.

plasencia962

Шикарный вход, которого заслуживает Капитулярный зал.

plasencia917

В галерее получилось так, что Капитулярный зал лишился всех своих красок, но вот эта скромная капелла их сохранила. Это обнаружили не так уж давно, под слоем извести.

plasencia9281

Краски утеряли всю яркость и блеск.

plasencia929

А так бы хотелось увидеть первоначальную работу.

plasencia931

Такие добавочные детали привлекают внимание даже тех, кого архитектура не сильно захватывает.

plasencia932

В этой же нише находится интересная статуя Святой Каталины с орудием своей пытки. Необычно то, что статуя из камня, который оочень редко использовали для этих изделий.

Дабы закончить эту экскурсию давайте пройдём в последнее помещение на нашем пути — церковь. Всё пышыт и слышно птичье разноголосье как в Райском саду.  Прекрасный мир сказок предстаёт перед нами на этой главе. Так и видится заглавная огроменная буква, вытканная золотыми нитями с синим волосом, вьющимся вокруг всех изгибов. Дальше следуют завитастые неразборчивые буквы из тёмных чернил. Но постепенно буквы начинают отступать, чтоб оставить место истории, которая оживает тут же, не сходя со страниц. Взмывают вверх ожившие широченные каменные пальмы, которые даже не растут из базы-горшка, а сразу уходят корнями под землю. Их не окованные в капители ветви из-за недостатка пространства сплетаются меж собой, создавая кружевные узоры по всему небосводу. По счастливой случайности в Кастильи того XV века было очень в моде строить нефы одинаковой вышины, дабы следовать стилю зальных храмов. Этот выбор дал возможность наполнить церковь пространством, которое больше чем преисполнять верой, вызывает желание… танцевать. Этот собор не угнетает и страшит грехами, он вдохновляет жизнь и радость. Надо отдать должное за такую работу первому архитектору собора Энрике Эгáсу. Но наш первичный мастер так же был ответсвенным за строительство соборов в Толедо, Сантьяго, Вальядолид, Гуадалахáра, Севилья, Самора, Саламанка. Из карет он не вылазил и редко навещял жену и детей. После него перенял эстафету уже известный нам Хуан дэ Áлава. В ходе работ он успел крепко поссориться с другим маестром, которого принял епископ в подмогу Хуану. Маестро Франциско Кёльнский, то бишь, немец, даже начал судебное разбирательство, но против «великого» и знаменитого Хуана не смог.

plasencia60141

Открытость.

plasencia60149

И деревья, деревья…

plasencia60169

И ветви, ветви…

После смерти Хуана был назначен Алóнсо дэ Коваррубияс, который, бедняга, только продержался 6 месяцев. После выдернули Диего дэ Силоэ, который работал над собором в Гранаде. Диего приехал, посмотрел, начертил новый план и уехал в свою Гранаду достраивать. В отчаяньи позвали Родриго Хиль дэ Онтаньóн, который сделал тоже самое что и Диего и уехал по своим другим стройкам. Громкие имена того времени разъезжали на каретах, питались в тавернах, не мало просили за свою работу, но на долго не задерживались. Настоящими строителями соборов были прорабы и главы мастерских, которые перед возникающими проблемами чесали затылок, напрягались как могли и выдавали решения, сопровождая всё приговоркой «с божьей помощью получится».

plasencia60049

И мы только вошли.

plasencia60052

Какие детали!

plasencia60054

Достаточно совсем чуть-чуть света…

plasencia60056

Орган современный, 1920 года. Дом Элесгарай дэ Аспейтия. Но орган вставлен в предыдущую коробку, работу XVII века.

plasencia60058

Декорации ограна работа Антонио Мориана (1659 год).

plasencia60084

Герба красивейшие.

plasencia60082

Разве не похоже на крону дерева?

plasencia60087

Одна высота для всех нефов.

plasencia601681

Впечатляет.

plasencia60092

Дверь в ризницу.

plasencia60098

Здесь одеваются священники перед службой.

plasencia60099

Ювелирная работа.

Если крытая галерея стала корридором между романским и готическим стилями, сама церковь была завершена в последний период готики, то украшение её уже пришлось на новый стиль — барокко. Алтари так и пышат этим помпезным стилем, вырывающимся за любые рамки. Он сверкает своей золотой кожей, изгибается в немыслымых позах, как цирковный дислокационист, переполняется всевозможными историями и нисходительно смотрит на мир с высоты своего продвинутого времени, которое наблюдало с интересом за рождением Ньютона. Автор этой работы простой Грегóрио Фернандес.

plasencia60080

Много ангелочков не бывает.

plasencia60077

Витиеватость соломоновых колонн.

plasencia60048

Алтарь одной капеллы. Тоже барокко.

plasencia60063

И снова детки.

plasencia60061

Главный алтарь. Работа нескольких разных мастеров, соединённая в гармонии.

plasencia60104

Хоть крученных колонн и нет, но всё одно барокко.

plasencia60113

Ангел в свете.

plasencia60115

Над алтарём всё теже деревья.

plasencia60116

И в центре Восхождение Девы Марии.

Хор тоже современник алтарной декорации. Работал над ним Родриго Алемáн, используя один из самых лучших материалов для скульптуры — орех. К сожалению, в соборах эти места всегда окутаны темнотой и невозможно даже приблизительно рассмотреть всех деюнов на этих сиденьях. А там и религия, и простонародье, и фантазия, и сатира, и стыдливое, и эсхатологические чудики. Пора выдавать лупы и фонарики. Чтож вы лишаете туристов такой красоты?

plasencia60053

Ограда- работа Баутиста дэ Сэльма (Bautista de Celma).

plasencia60128

Гербы на ограде принадлежат семьям, которые финансировали работу.

plasencia60147

Ограда выполненна в стиле платереско (испанская готика).

plasencia60131

Сиденья хора начали создаваться в 1460 году. Конечно же, самое большое и красивое место предназначенно для епископа.

plasencia60138

К этому так же приложил руку маэстро Родриго Алеман.

plasencia60130

Небольшая деталь с римскими крылышками.


 

Папа Иннокентий IV (1185 -1254) — папа номер 180 католической церкви.

Родриго Алемáн (Rodrigo Alemán) — («алеман» — «немецкий,немец» по испански) скульптор, резщик и строитель возрождения. Выходец из Ренании и проживающий в Кастильи с 1480 года. Самые выдающиеся работы — Толедо, Пласенция и Сьюдад Родриго.

Родриго Хиль дэ Онтаньóн (Rodrigo Gil de Ontañón) — испанский архитектор ренессанса. Считается одним из самых лучших испанских архитекторов XVI века.

Франциско Кёльский (Francisco de Colonia) (1470-1542) — испанский архитектор и скульптор. Выходец из немецкой семьи, в которой все мужчины стали искусными и известными в Испании мастерми.

Хуан дэ Áлава (Juan de Álava)  (1480-1537)- испанский архитектор, начавший творить в стиле платереско в Испании.

Энрике Эгáс (Enrique Egás) (1455-1534) — испанский архитектор и скульптор. Выходец из семьи, в которой отец занимался архитектурой, что и передал своему сыну.

Зальный храм (от немецкого Hallenkirche) — тип архитектурного строительства, где все нефы имеют одинаковую высоту. Стиль возник в средневековье, предположительно в Пуату (Франция). Получила наибольшее распространение в готический период и в особенности в Германии (собор в Падерборн). В Испании стиль появился в XIV веке, в Каталонии и на Балеарских островах. В основном зальные храмы состоят из 3-5 нефов. Освещение всегда создаётся из боковых нефов. Этот стиль очень редко использовался в соборах (как в Паленции).

Капитулярный зал — зал в монастыре, чаще всего в его западной части. Достаточно большое помещение, чтоб смогли уместится все монахи. В этом зале собирались монахи с аббатом дабы продолжить чтение Капитулов (которое обычно начиналось за обедом), напомнить все правила ордена и обсудить насущные проблемы. Заканчивалось всё публичным причащением монахов, в момент которо монах мог создаться в грехе или укорить собрата в содеянном и не покаянном (не называя имени).

Небольшое видео-прогулка по собору Пласенции.

 

Реклама
Categories: Кафедральный собор / Catedral, Музей / Museo, Скрытые уголки Испании / Escondidos rinconcitos de España, Церковь / Iglesia, Экстремадура / Extremadura, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , | 2 комментария

Навигация по записям

2 thoughts on “Каменная и символичная 3…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura.

  1. Brioche

    Красивая галерея.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: