Каменная и символичная 2…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura.

Временами, в каком-то параллельном мире,  я вижу себя в роли чокнутого профессора, который может восхищаться неимоверной красотой и идеальной окружностью молекул белка или пытаться сложить мелодию из длиннющей формулы с многими a, b и c. Все вокруг взирают на молекулу или в корень икса и думают насколько же сбрендил бедный чудак. Так и я, стараюсь привлечь внимание к особенно красивой статуе, когда кто-то рядом подозревает, что со мной не всё в порядке и это может быть заразно. В мире столько всего и каждый может найти что-то, что особенно его завораживает, будь-то букашечка или как плавят металл. Нас настолько этот интерес поглощяет, что хочется им обязательно поделиться, и постараться переманить незнающих на свою тёмную сторону.

plasencia719

Дверь по ту сторону.

И после вышесказанного, я хочу снова вас приманить к церковному фасаду. Там, за поворотом остался старый и полный мистики и символов фасад, а здесь, открываясь всеми своими избигами на маленькую площадь, находится новый и густонаселённый фас. История его слишком запутанна. Что-то записывали, что-то нет, что-то было похоже на стиль одного мастера, а что-то явно выделялось из общей картины. Но, кажется даже логичным, что у такого хаотичного фасада за спиной не менее хаотичная история его возведения. Всё же таки автор его большей части был некий Хуан дэ Алава (Алава- это в Стране Басков). Говоря «некий» Хуан, я хотела сказать тот самый, который считается одним из самых лучших маэстро испанской ранней готики, который лучше всех внёс в наше искусство эти многочисленные итальянские декорации этохи Возрождения. Лучший он был, вобщем.

Как ни крути, судьба есть судьба. Этот фасад не был завершён, как и сам собор. Всего в нём много, но нет ни одной скульптуры, все ниши пусты. А всё потому, что мастер Хуан скончался, его идею переиначили все, кто продолжил строительство, но тоже не довели до ума бедный фасад. Хотя, это совсем не означает отсутсвие персонажей — их здесь с излишком. Но если в романскую эпоху каждая фигурка имела смысл, была поставленна там, а не в другом месте, была повернута в одну, а не в другую сторону, то в испанском платереско, как в общем в готический период, с заморочками стало попроще. Что, однако, не означает, что всё шлёпали бессмысленно, даже если оно на то похоже. Смысл и символы были, не могли же они со дня на день исчезнуть. Но так же верно и то, что появились декорации без смысловой нагрузки, просто для красоты. И надо понять мастеров того времени — Возрождение, гуманизм, новые идеи, новые голландские ткани, модные веера, появился консумизм, были Медичи. Всё бурлило, бурлило и этот ажиотаж не мог не вылиться на фасады.

plasencia722

В тени апельсиновых деревьев.

plasencia720

Готика во всю длинну.

plasencia725

Оковы.

plasencia757

Люблю синеву.

plasencia760

Разрушительная трава.

plasencia742

Разницу в колоннах видите? Уже другой мастер заканчивал этот последний уровень.

plasencia788

Нехватает принцессы в такую башню.

plasencia791

Герб епископский.

Чувствуете разницу между угнетающим и пугающим романским фасадом и сказочным ковром, раскинутым по эту сторону собора? Мастеру платереско в Испании было из чего выбрать, потому можно смело сказать, что каждый фасад как-будто стиль сам в себе. Но в этом заключалась и проблема испанской готики. А всё потому, что стиль проник на иберийскую территорию частично, кусками, без установленной теоретической базы, без присутствия искусных учителей.К тому же этот эпат появился здесь с опозданием и вбирая части из разных, уже случившихся за границей периодов. Первое знакомство со стилем, в большинстве случаев, происходило из книг, не донося весь смысл и значение новых образов. Зато модно.

plasencia735

Снова модный фас.

plasencia771

Вроде ангел.

plasencia775

Знойные ангелочки.

plasencia777

Бойня между монстриками.

plasencia783

Современные фасаду одежды.

На сегодняшнем примере позвольте мне остановиться на нескольких ну очень характерных деталях платереско. Заметно привлекает внимание людей изображения скелета с косой, часто изоблечённого с ухмылочкой. Через него раскрывается огромная часть того общества, того, чем жили люди из далёкого готического прошлого. Страшные эпидемии косили народ как жнец колосья в поле. Никто не знал где она возникнет и кого собъёт сног. Потому смерть стала почти привычной каждодневной темой. Так же с конца средневековья начали происходить изменения в церковной литургии, в понимании того, что такое жизнь и что такое смерть. Вобщем, такая насущная тема не могла не проявиться в церковных декорациях.

plasencia726

Прямо у входа.

 

Но были и красивые новшества в этот период. Например, очень насыщенные и реалистичные кандельери. Если добавить немного воображения, то действительно можно увидеть эти полотна как факелы, которые мощно освещают фасад. Оттого в Италии их и назвали «кандельери» — «канделябры«. Хоть они и занимают большие куски фасада, и может показаться загромождают его, но одновременно создают чувство лёгкости, простой красоты. Особенно в солнечную погоду они замечательно добавляют воздуха высоченным платерескным фасадам.

plasencia731

Прекрасные колонны.

plasencia734

Пустующие ниши.

plasencia736

Мелкие детали.

plasencia741

Каждый уровень зовётся улицей.

plasencia762

Герб одного из епископов, который руководил строительством.

А если к кандельери добавить ещё и толстощёких путто, то прелесть льёт через край. В Италии «путто» зовут детишек, которые как ангелочки упитаны, после бигудей и с улыбочкой. Лёгкость! Воздух! Свет!

plasencia733

Шалуны.

plasencia763

Ангелочки-клубочки.

И чтоб уже закончить с внешним обличием собора, давайте поговорим о гаргульях. Что вы о них думаете? Что слово смешное, правда? Это те самые водостоки в форме разных зверей и монстров. Много споров издавна развелось вокруг этих фигур. Не могли до конца понять их смысл, их вариации, их всегда страшные рожицы. Говорили, что они представляли кого-то из святых писаний, а может быть это были портреты еретиков, а может монстры из народных сказок, а может драконы, которых победили давным-давно смелые епископы. И если у вас есть версия, то кидайте в копилку. К тому же, многие гаргульи расположены так высоко или так спрятанны за другие элементы, что даже в очках их не рассмотреть. Но, если уж довелось досмотреться, то эти страшные образины, маски и клыки должны были пугать бедного горожанина на всю жизнь, чтоб о грехе даже подумать страшно было бы. Да, слегка были озабочены грешной темой наши предки, куда ни глянь.

plasencia729

Ужастик.

plasencia753

И даже на такой высоте как-то умудрился стать надбитым.

plasencia765

А голубю всё равно!

plasencia766

Удачно переданное оперенье.

plasencia768

На такой вот странное ноте…

plasencia786

Братья акробаты.

 

Реклама
Categories: Кафедральный собор / Catedral, Скрытые уголки Испании / Escondidos rinconcitos de España, Экстремадура / Extremadura, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , | 4 комментария

Навигация по записям

4 thoughts on “Каменная и символичная 2…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura.

  1. Уведомление: Защищённая…Пласенция, Экстремадура. -Plasencia. Extremadura. | Испания неизведанная.

  2. Уведомление: Каменная и символичная 3…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura. | Испания неизведанная.

  3. Баба Яга

    Аня, какой красивый, сложный и многообразный собор Пласенция!
    И аргумент «Зато модно» не столько смешит, сколько умиляет, в отличие от скелета с косой, который все равно страшит и не дает забыть не только о неизбежном исходе, а и об эпидемиях и войнах…
    Каждый уровень изящен, несмотря на монументализм и величественность! Действительно, каменная лёгкость!
    Спасибо, что даешь оценку и пояснения всем деталям! Столько информации позволяет взглянуть с исторической позиции, наша сегодняшняя неграмотность и непросвещенность отступает!
    Синева великолепна, даже не понятно, откуда такая замечательная! Нет, понятно, что от испанского неба, а тут среди резных камней, а не обтесанных природой, как в горах и на морских побережьях!

    • Anyuta

      Женечка, спасибо огромное за твои слова!!! Такие посты не пользуются особым спросом и мне хотелось их сделать интересными. Архитектурой можно наслаждаться и без теоретической базы, но с маленькой долей разъяснений она предстаёт в совсем ином виде.
      На юге синева небесная самая интенсивная. Кажется, что рулон ткани раскатали по небу. Но ночное небо здесь не особо блещет. Особенно по сравнению с украинскими звёздными вечерами под скрип сверчка… 😉

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: