Каменная и символичная…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura.

Памятники из прошлого, каменные старички, отчуждённо-холодные долговязы — церкви и соборы как огроменный талмуд в твёрдом переплёте, который хочется побыстрее начать читать. Действия тут перескакивают со страницы на страницу — ты не успел ещё перевернуть, а действие и персонажи уже тут, на первой строчечке. Книгу можно читать и с конца и с середины. Все главы здесь настолько гуттаперчевые, что общий смысл совсем не теряется. Хотя большинство соборов разворачивают свои события в определённую эпоху, под обозначенные веяния моды, а неизбежные поправки, дорисовки плавно вставляют в середину глав, не портя нити рассказа. Но давеча довелось мне открыть одну особенную книгу…

plasencia672

Хранитель книги.

Жил был старый Пласенцианский собор. Времена шли вперёд, а собор не рос, не расширялся и к новыми модными тенденциями в архитектуре не прислушивался. Тогда на соседнем участке стали строить новый, модный и красивый собор, а старый решили пока оставить. Подумали, что по-тихоньку будут возводить замену и по капеллке разбирать устаревший. Но история такая штука, что иногда не идёт по задуманным дорожкам и, скосив, она ушла куда-то не туды. Так и остался новый полудостроенный собор приросшим к старому полуразрушенному. Видя, что дело так обернулось, работники замазали брешь в два пальца между обоими и пошли с миром обедать. Так и стоит до сих пор.

plasencia671

Крепким клеем…

plasencia670

Сразу разница заметна.

Неспешно, под звук копыт и скрип телег шагал по Испании XIII век. Пласенция нуждалась в большой настоящей церкви. За дело тогда взялись простые работники долота и молотка Хуан Франсэс, Хуан Пэрес и Диего Диас. Архитекторов тогда и в помине не было. Получилось у творцов то, что время донесло до наших ног. Работа грубоватая, подпорченная временем, не совсем понятная простому прохожему. Но всё же работа заслуживающая внимания. Давайте с головой в старину?

plasencia687

Фасад слегка спрятан.

plasencia698

Действительно с первого взгляда…

 

Общая картина кажется скучноватой, излишне простенькой и тусклой, не привлекающей внимания, вобщем. Но вот детальки, вы забыли про интереснейший поиск смысла и значений, которым так увлекателен средневековый период. Им я сегодня и хочу вас занять. Ну, если вы не против и у вас есть время погреться на солнце? Подойдёмте поближе. Хочу начать с уголков диамантов — типичная каёмка для каменных картин в кастильянских землях, которым Пласенция одно время принадлежала. Издалека эти узоры кажутся радом острых зубов, больше чем драгоценными камнями.

Как вы уже думаю знаете, за дверьми святых романских церквей оставались все грешники, а внутрь проникали только святые и добродетели. Грешников никто особо не старался сделать красивыми, потому сегодня эти фигурки детской лепки нам кажутся довольно глупыми и смешными. Но в них урок! Многие из них скрещивают руки на животе — это знак подчинения, унижения и даже ужаса; частый знак на обречённых на адские поездки в глубь земли. То есть, покайся! А на соседней колонне есть пример урока- фигура, замаливающая свои грехи. Молящий скложил руки перед грудью и усердно старается.

plasencia696

Приблизимся.

plasencia699

Диамантики видим?

plasencia704

Давайте знакомиться.

palsencia20catedral

Собрание грешников.

plasencia7041

Потёрся.

plasencia7051

Почти инопланетные гости.

plasencia700

Замаливает грехи.

plasencia7002

И очень старательно.

На дверном косяке уже сидит любимый средневековый деюн — мужичок на корточках. Этот тоже был наказан и обречён на вечную жизнь в котле за похоть, потому он и раздет. Есть и такой, который так раскаялся за грехи, что в последнем порыве старается сам себя и задушить, хватаясь рукой за горло. Вряд ли ему это поможет. А тех, кто ещё не успел нашкодить, подстерегает тут же толстобрюхая змеюка, которая изо всех сил будет стараться напакостить.

plasencia707

Правый косяк.

plasencia7071

Ещё можно рассмотреть его черты.

plasencia709

Вот эти мощи посерединке — мужичок, старается сам себя задушить.

plasencia7001

Змеюка.

Отдельно хочется рассказать о занимательном персонаже романской эпохи — женщине, с выростающим из неё деревом. Изначально это был очень положительный знак, который представлял женщину-прородительницу, землю, кормящую своих детей. Но в XII веке подумали, что видимо такого положительного им не надо, и пускай эта странная тётка с деревом между ног будет обозначать грешницу, которую укусила тот самый аспид в наказание за похоть. Ведь похоть никогда не плохо наказать побольше и пострашнее.

plasencia7061

Интересные идеи наших предков — женщина и дерево.

Но, не все собравшиеся тут обнажены, есть и одетые в юбки дамочки. Однако не думайте, что эти хоть были праведными. Нетушки. Все грешники- за калитку! Одетые в юбки или штаны обозначали только то, что грешили они не телом, а душой.

plasencia706

Вполне распозноваемая дамочка.

Может показаться странным, но на рубеже христианизма и заброшенного тогда римского Олимпа, были боги, которые задержались в этом межрубежье. И один из кочевников — двуликий Янус. С обоих сторон дверных торцов изображены странные головешки, а меж ними две руки сплелись крепко пальцами. Оба обличия Януса означали надзирание входа и выхода, контроль справа и слева, сверху и снизу. Зачастую одно лицо изображали в виде молодого юнца, а другое как старца с бородой, что так же можно трактовать как настоящее и прошлое. Вобщем, брали Януса и изображали то, что надо было, он подо всё подойдёт.

plasencia708

Янус вздремнул на солнце.

В последнюю очередь обратимся в густые кустарники, которые многие обойдут стороной, думая, что это только чтоб заполнить место. В средние века бессмысленного мало чего было. Как тогда считалось, ад находится где-то среди непроходимых зарослей и лесов, так было описано в нескольких книгах о путешествиях в те дали. Излишек растительности означал хаос и витиеватость мыслей.

plasencia701

Маска торчит из кустиков.

Надеюсь поменьше задержать вас на капителях. Их меньше и население там с интерпретациями попроще. Виноградная лоза, например. Типичный, классический образ. Им пропитана Библия и весь христианизм. Господ — винодел, а лоза — его дети. Такой же классикой считается пальметта, а по-простому — пальмовые кроны. Эти вообще попали в христианизм от месопотамских истоков, крепко задержавшись и в греческом, и в римском священном мире, и даже в иудейское верование проникли. Пальметты представляют победу страдальца над смертью, то есть, бессмертие души и воскрешение умерших. Рядом с пальмами растёт инжир— ещё один драгой символ. Не сосчитать сколько раз он появлялся в святых писаниях. Так же много и вариаций и смыслов он насобирал за это время: изображение иудейского народа, человеческий род, Божий мир, Иисус.

plasencia711

Странные птицы на капителях из месопотамской культуры.

plasencia703

Красивые диаманты.

plasencia712

А вот и райский сад.

Надеюсь вы ещё читаете этот пост. Он, кажется, растягивается надолго. Но с романскими символами всегда так бывает, что только начни, а потом фигушки остановишь. Потому давайте всё таки передвигаться. Вверх, господа ценители! При солнечной погоде не сразу и разглядишь маленькие камешки во внутреней стороне самой высокой арки. А там несколько сюрпризиков. Например, восьмилистая роза. Снова месопотамские отголоски. В шумерском искусстве такая роза считалась символом Матери-Земли, обозначая силу перерождения и плодородие природы. После приглянувшийся символ использовали и персы, и асирийцы, а потом и греки с римлянами. В христианизм роза тоже плавно вошла, но количеству лепестков придавалось особое значение. В те времена циферки не просто так были, а все со своим смыслом. Так, восемь лепесточков означали возрождение после крещения, воскрешение. После этого восьмёрочку очень любили в народе и все пиалы со святой водой в церквях делали восьмисторонними.

plasencia713

На верхней арке множество картинок.

plasencia7132

Различные цветочки.

И не могу пройти мимо занимательнейшего символа — трискелиона. Тут он ногами представлен. Если коротко, то трискелион — это три ноги, переплетённые между собой на уровне бёдер. Он часто представлялся в Древней Греции и Древнем Риме. В нашем случае от башмаков ещё и отходят крылышки, которые многим сразу напомнят Гермеса. Потому, чаще всего, трискелионы изображались там, где речь шла о движении наших звёздочек несебных, больших и малых. Так же он близок по духу со свастикой, которая включает в себя движение по кругу. В таком духе и трискелионы могли означать смену дня и ночи, по часовой стрелке, по кругу. Тем более, если мы свяжем этот трискелион с Гермесом, посланником между мирами, то всё отлично вписывается и само себя объясняет. Гермес, как и Янус, слегка затерялся в этом лимбе меж верами и позже фигура Гермеса превратилась в Доброго Самаритянина, который стал посредником меж Божьим царством и нашим грешным миром.

plasencia7131

Удивительный мир символов.

Чуть выше находится небольшая ниша со своей аркой и своими внутренними камнями с узорами. Но я больше не смею вас задерживать долгими пояснениями. Тут только разъясню, что справа от нас Дева Мария, которой явился ангел с посланием. Поднимая одну руку, она как бы принимает дар, который ей принёс посланник. Слева от нас тот самый ангел, с крылышками. Он принёс с собой свёрнутый пергамент, дабы прочесть официальный нотис. За ангелом на камнях арки разыгрываются интересные истории непонятного дракона, которому искали объяснения многие учёные, но это слишком долгая история, а вы уже вероятно устали.

plasencia691

Очень простая композиция.

plasencia692

Молодая Дева Мария с покрытой головой. А рядом цветочки.

plasencia715

И белокурый ангел.

Поспешим закончить фасад самой выдающейся белоглазой розой. Здесь, если вы посчитаете, всё обусловлено числом пять. Неспроста. А вообще роза в начале христианизма, конечно же, имела собственный подтекст, а именно означала она колесо жизни. Позже ею представляли и солнышко, и считали атрибутом Марии, даже нарекали макетом небесного Иерусалима, и приравнивали всевидящему оку Господа. В средневековье не были настолько категоричны в некоторых вещах. А в нашем примере роза расположена с западной стороны, то есть, лицом к закату солнца, лицом к финальному суду, к чему очень даже подходят распустившиеся маленькие розочки по всем аркам. Когда стал строится наш собор, в XII-XIII века, роза как символ уже устаканилась и стала обозначать только одно — Бог-Солнце, который своими яркими лучиками проникает в неверущую тьму, дабы озарить и указать путь.

plasencia688

Роза ветров или солнца.

Ну, а если не влазить так глубого во всё описанное, то фасад как фасад. Серенький такой, ничего себе особенного, мужичок на ступеньках на опохмелку просит, солнце слепит. С соседнего дерева переспевшие апельсины шмякаются об землю.

plasencia723

Приятная прохлада в этих тёплых местах.

plasencia755

И апельсинки…шмяк-шмяк…


 

Пласенция (Plasencia) находится в автономной области Экстремадура (Extremadura), у ворот Черешневой долины.

N.B.Большая просьба — не судить слишком строго за грамматические ошибки. На некоторое время другие языки выместили русский и общение на нём свелось к минимуму. С начала написания этого блога автор заново стал «изучать» полузабытый язык детства.

Реклама
Categories: Кафедральный собор / Catedral, Музей / Museo, Романский стиль / Románico, Скрытые уголки Испании / Escondidos rinconcitos de España, Экстремадура / Extremadura, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , | 4 комментария

Навигация по записям

4 thoughts on “Каменная и символичная…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura.

  1. Уведомление: Защищённая…Пласенция, Экстремадура. -Plasencia. Extremadura. | Испания неизведанная.

  2. Уведомление: Каменная и символичная 3…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura. | Испания неизведанная.

  3. Уведомление: Каменная и символичная 3…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura. | Испания неизведанная.

  4. Уведомление: Каменная и символичная 2…Пласенция, Экстремадура. — Plasencia, Extremadura. | Испания неизведанная.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: