Са Мартин-дэ-Тревею…или как-то так. — San Martín de Trevejo (Sa Martí de Trevellu),Extremadura.

Чем больше углубляешся в историю, тем лучше понимаешь, что про историю мы почти ничего не знаем. Вот вам пример одной покрытой тайной загадки, про которую уже два века спорят разные учёные и всё никак. Есть в Испании красивейшая провиция, где делают вкуснейшие хамоны — Экстремадура. В Экстремадуре есть одна горная цепь, на границе с Португалией — Сьерра-дэ-Гата (Кошкинская, которая). В этой сьерре есть три небольших села, где скрыта одна лингвистическая энигма — а фала.

Отличительная черта Са Мартина-дэ-Тревею.

Когда-то давным-давно, нас с вами и в помине не было, были эти горные и не особо проходимые места негласной границей между целым арабским халифатом и групками иберийских народностей, которые по шматку, как могли, отбивали у мавров свои земли. В этой тягучей резине прошло не мало столетий, покуда халифат практически сам себя и не разрушил. Настало время заселять вернувшиеся и простаивающие земли. С заселением хороших мест с плодородной землёй не было проблем. Всё шло по накатанной. А вот с труднодоступными горными месностями было трудно. Но короли тоже шли коротким путём — отдавали эти земли какому-нибудь религиозному ордену и ждали чего будет.

В последний раз там как раз цвели апельсины.

Ещё не распустившиеся.

И зеленели пальмы.

И сразу же первое напоминание о том, что тут говорят по иному.

Цветами здесь украшен каждый уголочек.

И всё время шумит вода.

В Сан Мартине вода течёт по всем улочкам.

Откуда-то отсюда доносятся разговоры.

Как раз доспевали последние лимоны.

Да, про цветочки…

Остатки зимне-весеннего урожая.

А апельсины уже оставлись переспелые, несъедобные.

Вот так получилось и в этом клочке мира. Поселений там не было. Время от времени появлялись из леса какие-то пастухи со своими овечками и барашками и исчезали за первым же толстым деревом, не успев и слова сказать. Узнать пути их брожения по этим местам было просто невозможно. Прибывшие на место монахи разбрелись в три разных стороны и из подручных средств сколотили по церквушке, или что-то вроде того. Им было наказанно спасать души всех, кого монахи смогут найти, или распространять веру тем, кто ещё не уверовал. Вот так в ожидании случайно появившегося пастуха и куковали монахи на крыльце своей церкви. Время идёт, дело делается, люди групками оседают вблизи церквей. Что-то стало получатся.

В летнее время всё это высыхает под палящим солнцем.

Самый обычный дворик.

Но пора входить в город.

Типичные для этих мест трёхэтажные постройки.

Уже знакомые нам фасады.

Нижний этаж — для стойла. Здесь он закрывается на вот такой засов.

Чтоб холод не проникал в зимнее время — маленькое окошко.

Небольшая особенность домов в этом посёлке. Нижний этаж для загона животных на уровне улицы. А вход в жилую часть слегка повыше, чтоб можно было открыть дверь во время снегопадов зимой и во время таяния снега весной (чтоб избежать потоки воды).

Буйно здесь цветёт всё и радуется.

Пока солнце всё не выпалило.

Единственная площадь во всём посёлке. Тут и церковь, и муниципалитет, и бары, и рынок раз в неделю.

Один из баров. Название на фале.

Хотя про заселение можно уже начинать спорить. Одни говорят, что кто-то же всё таки жил в этих местах, и скорее всего это были чудом выжившие иберийские вестготы или даже оставшиеся мосарабы, которые не поспели за своими при отступлении. Другие доказывают, что Леонское королевство прибрало к себе эти земли после Реконкисты и потому леонцы заселяли эти леса. Есть и такие, кто утверждают, что когда-то местные мосарабы переехали для чего-то в Галицию (север Испании), а после Реконкисты решили вернуться в те земли, откуда были родом их родня. И все эти гипотезы важны. Потому как в трёх посёлках в этой сьерре говорят на микродиалекте «а фала», который чудом смог сохраниться и до сих пор активно используется.

Немного странная дверь для полу-человека.

Вся Экстремадура пропитана Карлосом (Карлом) V.

Тут много влажности.

Выход из Главной площади.

Муниципалитет.

И снова узкие улочки.

Знакомые старые фасады.

И а фала.

Имеются домики и побогаче. Когда-то они были побогаче.

В каждом посёлке есть крест, где преклонить колено.

Лавка с местными вкусностями — мёд, оливковое масло, вино.

Продают грибочки.

И разные травки.

Вся проблема в определении фалы состоит в том, что она немного похожа на галицкий (северная часть Испании), немного на старо-леонский (который выместил испанский язык) и немного на португальский (на котором тут же под боком и разговаривают). Кто выдумал этот язык? А самое главное -как он смог сохраниться в трёх крохотных посёлках? В Европе, в XXI веке!

Доподлинно известно, что галицийцы переселялись в эти земли. Скорее всего при переселении они были одни одинёшеньки в огроменной сьерре и это помогло им сохранить свой родной язык, слега видоизменив его с годами и веками. Гуляя по узеньким улочкам Сан Мартина иногда можно услышать открывки разговоров из окон типичных домиков этой зоны. И могу вас заверить, что невозможно разобрать о чём беседа. Здешняя малышня первым делом бормочет на фале, а испанский приходит потом.

А спор о том, каким ветром этот язык сюда занесло, всё ещё накалён и конца ему не видно. Но это ведь замечательно! Потому как в истории нам ещё копаться и копаться и дна в ней не видать.

 Furtiva de oitras falas, traspasó u tempu cumu un fiu que ajilvana as custuras da historia pa rifugiarsi nu Val de Xálima, i desdi esti ispaciu prutigiu mus recorda que, de sempris, Falar se iscribi cun F.

Размеренная жизнь.

Каждый занят своими домашними делами.

Сан Мартин построили на месте, где много природных источников, спускающихся с гор. Их просто включили в посёлок и превратили в отличительную изюминку.

При выходе из посёлка эту воду используют для поливки полей и садов. Здесь большую часть года очень жарко и мало рек.

Снова обращаемся к местной архитектуре.

И деталям.

Но как бы жарко не было в Экстремадуре, эти источники никогда не иссякают.

Постоянно обращаеш на них внимание.

Не так много и нужно, чтоб что-то виделось особенным.

И тогда, и сейчас.


 

В Эльхас (Eljas) вариант фалы называют «лагартейро». В Сан Мартин-дэ-Тревехо (San Martin de Trevejo) — «маньего«. В Вальверде-дэ-Фресно (Valverde de Fresno) — «вальвердейру» (о «чапуррау»). Они отличаются, но все друг друга понимают.

Считается, что около 10.000 человек владеют этим диалектом. Заселение этих земель галицийцами произошло в XII веке. В 1998 году была напечатана первая книга на фале — «Шесть сайнетов из Вальверде» («Seis sainetes valverdeiros»), автор Изабель Лопес Лахас (Isabel López Lajas). Гипотез происхождения диалекта и заселения намного больше, чем указанно в тексте. Так как не существуют документов, ни книг на фале, этот язык исключительно передаётся от родителей детям.

*Мосараб — христианин иберийско-вестготского происхождения, который жил на территории халифата Аль-Андалуз.

**Реконкиста — исторический процесс, в ходе которого христианские короли Иберийского полуострова пытались отвоевать земли у арабского халифата.


 

N.B.Большая просьба — не судить слишком строго за грамматические ошибки. На некоторое время другие языки выместили русский и общение на нём свелось к минимуму. С начала написания этого блога автор заново стал «изучать» полузабытый язык детства.


Todo el contenido del blog http://www.ispanianeizvedannaya.wordpress.com es de propiedad privada y está prohibido su uso en otros medios sin el permiso de los autores.
Содержание блога www.ispanianeizvedannaya.wordpress.com является частной собственностью. Запрещено использование и публикация содержимого блога без разрешения автора.
Реклама
Categories: Маленькие посёлочки / Pequeños pueblecitos, Скрытые уголки Испании / Escondidos rinconcitos de España, Экстремадура / Extremadura, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: