Самая необычная…Церковь Святого Эстебана, Эуса, Наварра. -Iglesia San Esteban, Eusa,Navarra.

Кто бы мог подумать, что в близлежащей долине находится самая загадочная романская церковь, которую мне довелось увидеть? Часто искусство и история нарочно прячут в глубинках такие сокровища. И только случай может завести тебя в эти уголки, где на виду у всех, на самой верхушке горы находится самый необычный храм.

Сам посёлок Эýса (Eusa) абсолютно ничем не выделяется: с десяток домиков на скате холма и поля, поля, поля. Над посёлком, на самом верху находится тот самый храм, который уже столько столетий с высоты птичьего полёта наблюдает как меняется жизнь в глубинке долины Эскабáрте (Ezkabarte).

Типичный балкончик в этой части Наварры.

Осенняя мелочь.

Любопытство.

Небольшой фантанчик на главной дороге.

Хороший урожай.

Не удержалась, чтоб не сделать это типичное фото.

Ухоженные дворики.

Повсюду цветочки.

Приятно в такой доме жить.

Цветы украшают всё.

Незаметно заглядываем в окна.

По басски.

Небольшой запас.

+ и красиво.

Небольшое украшение.

Напоминание об осени.

Тихонько, тихонько.

Маленький домик.

Люблю такие керамические номерки.

Неудержались и подкрепились.

На склоне было вот такое пятно.

Прекрасная погода!

И поля, поля, поля.

Послеобеденный свет очень мягко ложится на холодный пол портика, оттеняя арки красивым и чётким рисунком на полу. Аура таинственности и в тоже время вечное спокойствие наполняет такое маленькое пространство. Перед тем как войти в этот мир через боковой портал, нас благославляет извечная хризма. Традиционный тринитарный символ всегда обозначал святость места и обещал божественную защиту.

На самом верху…

Так скромно…

Поднимаемся.

Боковая дверь.

Хризма со своими альфа и омега, Р (Pater — Отец) и S (Spirit — Дух).

Первый взгляд.

Войдя в портик снова поддаёмся этому чувству бессмертности, обозревая всю долину как на ладони и снующие грузовики и машинки по шоссе. Но на этой высоте их не слышно. Тут вечность.

Вся долина.

Слева скрывается посёлочек.

Коротышки-колонны с узенькими арочками застыли в оконном проёме. С первого взгляда кажется всё обычным: простые капители, грубо вытесанный камень, незатейливые украшения в виде шариков и волнистых линий. На одном из них обнаруживается забавная декорация. На нём, наряду с двумя крестами, изображены два круга: солнце и луна. Не секрет, что наши предки знали об этих звёздах уже не мало и потому не удивительна эта аллегория дня и ночи, начала и конца всего мирского.

Арочки.

Человечишко.

Незатейливые украшения.

Крест с освещённой стороны.

Луна скрыта с внутренней, менее освещённой стороны.

Но внезапно понимаешь, что что-то необычное находится в поле зрения. У подножья колонн в твёрдом камне высечены самые настоящие доски для игр.  Каким образом в святом месте, где проповедовали «правильный» образ жизни и порицали все возможные азартные увлечения, могли оказаться эти игры? К тому же игры тоже не простые. Сегодня в такие уже не играют. Алькерк была одной из самых популярных игр в средневековье. А вот латрункули, предшественник шашек, был более популярен в древнеримский период, особенно среди солдат-легионеров.

Но вернёмся к вопросу. Альфонс Х Мудрый, очень мудрый кастильянский король, писал в своей «Книге об играх», что Господь хочет, чтоб человек всегда был весел. Для веселья человек создал различные развлечения на досуге, чтоб можно было отвлечься от рутинной каждодневной работы. Потому в своей книге король детально рассказывает об интеллектуальных играх своей эпохи. Даже монахи в соборах не брезговали интересной партией с толковым партнёром. Всякое умственное развитие похвально, всякий азарт и предлагающий ставки-грешен.

Девятизначный алькерк.

Латрункули.

Это правда, что нам странно видеть такие доски в церквях, но только потому, что большинство из них не сохранились. Если бы их было больше, то мы бы к ним привыкли так же как и к хризме и консолям.

Кстати о косолях. Это уж точно самая большая странность в этой церкви. В большинстве случаев простой люд не понимал значений всех этих историй, персонажей, которые изображали на консолях или капителях. Но они понимали значение тех из них, которые были сделаны чтоб напугать или публично наказать греховную практику. Вот самый необычный пример — консоль с двумя голыми мужчинами. Видно, как один из них схватил за горло другого, у которого высунут язык от недостатка воздуха. Обескураживает, правда? Если мы приглядимся ещё лучше, то увидим, что оба персонажа положили руку на свой детородный орган. Тут разум совсем заходит в тупик. Но обратите внимание ещё и на третьего персонажа, чья голова наблюдает за этим рукоприкладством издалека. Если для древнеримского периода, фаллосы и им подобное были обыденными, то в строгом религиозном Среднем веке отнюдь. Мастурбация? Мазохизм? Их застукали? Один местный историк даже предполагает, что дело было в этой долине и их так увековечили, чтоб больше никому повадно не было. За этим консолем следуют ещё два, где по отдельности изображены эти же самые головы, но уже без тела. Намёк понятен, да?

Главнй портал с консолями.

Деталь портала.

Хакетанский клетчатый узор.

Полемичный консоль.

Порознь.

И без ног.

И всё таки, секс для средних веков был чем-то нормальным или нет? Здесь открывается огромное поле для дискуссий. Сколько историков, столько и версий. Всемирно известно, что в эти времена были особенно озабоченны нравственным целомудрием. Хотя имеются историки, которые с этим не согласны и считают, что секс был нормальным занятием, так как часто в одной комнате спали довольно много людей.

Один британский историк утверждает, что наши консоли были сделаны, чтоб высмеять врага — мусульманина. Во всех лицах, жестах и одеяниях он усмотрел особенные характеристики, которые указывают на это вероисповедание. Есть версия о том, что в те тяжёлые времена смертность была очень высокой и мало детей доживало до года — нужно было любыми способами увеличивать количество населения. Я могу перечислять ещё много разных версий. В Испании больше всего таких «эротических» храмов находятся на юге Кантабрии и севере Бургос. В этих землях позже всех наступила христианизация, что вкупе с паганскими практиками тоже могло как-то повлиять на этот интригующий вопрос. Одни версии и догадки.

Скромная красота.

Свет.

Романский облик.

Всё ещё звонят…

Но у нас остался ещё один интересный капитель. Архивольты главного портала оседают на красивые капители, среди которых выделяется один. Посреди капителя прямо на нас смотрит персонаж с каким-то головным убором. Скорее всего речь идёт о священнике или церковном служителе. С лицевой стороны рядом с головой находится одетая в длинную юбку женщина. А с внутренней стороны прячется голый мужчина с явно выпирающим детородным органом. На вскидку можно предположить, что это грубое представление Адама и Евы. Но возможно это противоставление «положительных» сексуальных отношений тем на входе- не естественным для христианина? Капитель возможно хочет сказать, что союз мужчины и женщины одобрен Господом. Так при входе в церковь сельчанин узнаёт о практике, которая его может завести в ад. А зайдя под портик он учится «правильной», «хорошей» сексуальности.

Архивольты со своей- уже третей в этом храме-хризмой. Вход в церковь.

Дверь.

Простые колонны с другой стороны.

Строгий священник.

Одетая женщина.

Раздетый мужчина.

В конце рассказа хотелось бы ещё добавить то, что большинство таких капителей с сексуальным смыслом разбиты или надколоты. Это не просто так. В прошлом веке, как ещё рассказывают старики, местный священник поощрял детей, чтоб те бросали камни в такие скверные консоли. Сексуальность не была лишена полемики на протяжении всей нашей короткой истории.

Уходим откуда пришли.


Todo el contenido del blog http://www.ispanianeizvedannaya.wordpress.com es de propiedad privada y está prohibido su uso en otros medios sin el permiso de los autores.
Содержание блога www.ispanianeizvedannaya.wordpress.com является частной собственностью. Запрещено использование и публикация содержимого блога без разрешения автора.
Реклама
Categories: Древне-Римская Империя / Antiguo Imperio Romano, Наварра / Navarra, Романский стиль / Románico, Скрытые уголки Испании / Escondidos rinconcitos de España, Церковь / Iglesia, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: