В Наварре… доблестная Артахóна. — Artajona, Navarra.

Где находится Артахона?

Есть такое место в сердце Наварры — оазис доблестной истории с печатью средневековья. Окружено это место зелёными деревьями, усыпанными оливками, виноградниками для насыщенного вина и полями с сочнейшей пшеницей. К этому месту ведёт старая узкая дорога, петляя между полями и холмами, то вверх, то вниз, то вправо-влево. Мирно отдыхающая лошадка недалеко от входа в город даже неудостоит вас взгляда, а будет дальше нежится на сене под ещё холодным февральским солнышком. Ни души в посёлке. Все после обеда и сиесты снова вернулись в поле. Даже собак не слышно во дворах.

А когда-то очень-очень давно здесь так же существовало римское поселение, совсем крохотное. По всей округе были разбросаны одиночные домики, которые занимались своим хозяйством, чем и зарабатывали на жизнь. И эта скромно текущая жизнь была записана на милиарии III века после Р.Х. — самом первом документе, в котором говорится, что Артахóна где-то существует.

*Милиарий — столб для обозначения римских миль.

Видно дела у местных жителей шли хорошо. Века сменялись, посёлок рос. В XIII веке Артахóна стала считаться самым богатым архипресвитером всей южной части сегодняшней Наварры. Но уже в следующем столетии случилась чудовищная эпидемия чумы, за которой последовал глубокий кризис. Когда народ немного оправился, тогдашний правитель Карлос III Благородный стал думать как восстановить полуопустевшее поселение. Решение нашлось простое — посёлок был наделён статусом «Buena Villa» («Доблестный город») за добрую службу короне и всех жителей и соседей сделали свободными гражданами и инфанцонами. Так Артахона стала принадлежать напрямую королю. Что само по себе ни хорошо ни плохо. Короли тоже бывали всякие.

*Архипресвитер — титул священослужителя; старший священник. Здесь имеются ввиду владения священника этого статуса.

*Инфанцон – синоним «идальго».

Позже, к концу этого тёмного средневекового периода, когда по всей Европе стали зарождатся большинство сегодняшних стран, Наварра до последнего сражаясь за независимость, всё таки пала перед натиском Католических королей и исчезла как королевство навсегда.

Дорога к посёлку.

Невозможно остановиться вертеть головой высматривая пейзаж с высоты.

Местный житель.

Iglesia fortaleza de San Saturnino. - Церковь-крепость Святого Сатурнина.

Процессом строительства руководил первый приор Артахоны Уго дэ Конкéс (Hugo de Conqués). Но ситуация складывалась таким образом, что поселение стало быстро процветать как в экономическом, так и демографическом плане и едва закончив строительство поняли, что прийдётся снова искать средства на новую, побольше и покрасивше. Но этот момент не настал аж до начала XIII века. Думаю, что строили поэтапно и потому так дооолго. Только что с иголочки, «красавица» сверкала своей новизной и осанисто показывала свои готические окна и стены. Эту церковь посвятили Святому Сатурнино. На самом деле, святой этот родом из Франции, но приграничные королевства никак не могли избежать ветров «дующих» с соседней стороны.

Церковь видно отовсюду.

Колокольня.

Эта церковь выглядит немного нескладной, но она по своему красива. Внешние стройные контрфорсы поддерживают грузные стены с изящными готическими окошками, которые освещают один единственный неф. Пятиугольное изголовье мягко завершает структуру храма. На нём так же имеются три окна со стрельчатыми арками на тоненьких ножках-колоннах с капителями.  Наружный карниз, как было обычно для романской эпохи, украшен как виноградная лоза гронками, разнообразными желобами в виде собак, растений, животных и человеческих голов.

Во всей красе.

Контрфорсы.

Окошко на апсиде.

Один из боков.

Посмотреть бы изнутри на эти витражи.

Боковой портал, который уже не используется.

На архивотльтах сохранилось маленькое количество первоначальных фигур.

На сегодняшний день самой «правильной» доктриной в рестоврационных работах считают ту, которая не воспроизводит по документам чтоб было как в первозданном виде, а только сохраняет то, что поколения для нас смогли сохранить.

А сохранились, как видите, кривляющиеся рожи.

И остатки красного пигмента на капителях. Представте себе как красиво был разукрашен этот портал.

Так как церковь занимала центральное место внтури окружающего её бастиона, строителям было легко апосля превратить её в центральный военный редукт. Чтоб произвести это преображение было решено увеличить высоту боковых стен нефа по отношению к пазухе свода (то наружное пространство, что находится между сводом и стеной). Раз плюнуть потом было сделать по периметру дозорный путь, который защищался бойницами. Самое инетересное — крыша нефа (артахонцы её ласково называют Beráchico — «Берáчико») сохранилась в своём первозданном состоянии. Говорят, что туда можно подняться, но мы ни разу не попадали так,  чтоб церковь была открыта.

Фотография с информационной панели.

До реформы в XIV веке наверх подымались через винтовые лестницы в башенках, которые находились с восточной стороны церкви.

В XIV веке была построена колокольня, прикрепив её к изголовью церкви. Она была многофункциональна, потому как служила и тюрьмой, и дозорным пунктом, и колокольней. В общей сложности её можно поделить на 4 части. Самая нижняя часть служила тюрьмой. С 1520 года её стали исползовать как ризницу, проделав к ней дверь.

Колокольня.

Винтовая лестница внутри. Подозреваю.

Третий вход в церковь.

Во вторую часть можно было попасть через правое окно изголовья, так же переделанное в дверь. Это помещение служило укрытием или жильём для алькайда. В третей части находилась зала охраны, которая связывалась с защитной зоной церкви на крыше. В последнюю часть можно было попасть только через подъёмный наружный мостик.

*Алькайд — начальник стражи.

Эта церковь на самом деле имеет огромное значение для Наварры в наше время. Дело в том, что когда королевство перешло в руки Испании, то большинство крепостей и защитных церквей были разрушены. Война с Наваррским королевством была затяжной. Когда в очередной раз королевство было захвачено, король приказал разрушить все башни и крепости, чтоб эти опостылевшие наваррцы не смогли снова восстать. Потому сегодня в Наварре не осталось практически замков, ни крепостей, за малым исключением. А на этом примере можно представить себе какими же были остальные храмы в том Наваррском королевсте  XVI века.

Единственное, что не вписывается в этот защитный характер храма-крепости — западный портал с глубокой воронкообразной аркой в компании с закрытыми боковыми аркадами, которые были сделаны для того, чтоб в нишах поместили  статуи апостолов. Под архивольтами по всем правилам стиля открываются тимпан и притолока: богато и красиво украшенные различными изображениями. На тимпане, в центре всего, как и пологается,  представлен епископ Сан Сатурнино, которому и посвящён храм. Он сидит на символичном быке. У его ног — король и королева просят о его благодеянии. Святой соглашается помочь и как следствие видим молодую девушку, дочь римского правителя в Тулузе, из уха которой улетает демон.

*Тимпан — внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.

Главный фасад.

Закрытые боковые аркады, где должны были находится фигуры святых.

Розетка.

И красивейший портал!

Это пластическая аллегория — король Филлип Красивый и донья Хуана Наваррская и их подчинённые благодарят Святого Сатурнина за благодеяние в изгнании языческого демона из Наваррский и Лангедокских земель. В левом углу виден геральдический щит с крестом Тулузского графства.

Тимпан со святым Сатурнино.

Притолока украшена четырьмя сценами мучениства Святого Сатурнина, так как их нам поведал архиепископ генуэзский  Хакобо (Яков) дэ Ворахине (Jacobo de Vorágine) в своей «Золотой легенде». Римские священики заставляют Святого преклониться перед образом  языческого бога. Он, конечно же, отказывается. Тогда святого толкают на пол, избивают палками и привязывают за шею к быку, который на бегу его задушит на смерть. Сан Сатурнино был гоним древними римлянами в Тулузе в III веке.

Тимпан с притолокой, на которой повествуется история мучениства святого.

Сцена с быком на притолоке.

Детали архивольт.

Как всегда присутствуют лица.

Французкая лилия на нижней стороне притолоки.

Красивый капитель.

Очень богато украшен портал. Шея болит задирать голову, чтоб рассмотреть каждую деталь.

Как я их назвала «египетские картинки». Просто очень похожи.

Но, к сожалению, ни в одном тексте этим картинкам не уделяют должного внимания.

Всё таки, хоть и очень издалека, но напоминают египетские рисунки.

El cerco de Artajona. - Защитный периметр Артахоны.

Весь периметр защитной стены, поблескивая былой славой, окружает посёлок  адаптируясь очертаниям холма на котором он находится. Эта стена была построена в XI веке  и имела 11 статных зубчатых башень. Сегодня сохранились только девять из них, что уже не мало. Все они соединялись между собой дозорной дорогой.

Когда-то Артахона выглядела именно так.

Сегодня башни видны с любой части старой части посёлка.

Для местных жителей они, наверное, просто часть пейзажа.

Что осталось от старой дороги, которая окольцовывала периметр снаружи.

Войти в город можно было через любой из двух порталов: Святого Мигеля и Ремауа. И даже сегодня переступив порог неизбежно мысленно попадаешь в средний век. Настолько эта старая часть города смогла сохранить дух средневековья, что фантазия невольно начинает вырисовывать и досказывать утерянные следы и истории.  Представьте себе место, где живут короли и королевы в раскошно украшенных комнатах. Где дворяне  скачут на лошадях по каменным мостовым. Где трубадуры в ярких привлекающих взор одеждах до сих пор считаются самым большим народным развлечением. Где епископы сосредотачивают свою власть под крылом королевской благосклонности. И где  простые рабочие, одетые в тяжёлые некрасивые одежды, как маленькие точечки в поле, трудятся для себя и своего короля.

Просто красиво.

Сегодня сохранился только этот вход в город.

Вход уже без увесистых дверей и балок.

Начало этой неимоверно красивой структуры под названием Эль Серко началось в 1085 году. В этом году начались работы заказанные канониками Тулузского Святого Сернина. На протяжении веков это место очень любили короли, а с ними и сеньоры и каноники. Только вреда это приносило больше, чем пользы, так как все хотели такое хорошее место. И это провоцировало многочисленные сражения, после которых нужно было снова ремонтировать многостраданчельскую частично разрушеную крепость.

Torte de Homenaje. - Башня вассальной клятвы или донжон.

*Донжон — францусзкое слово, определяющее главную башню.

Сегодня известно, что внутри Эль Серко была башня, которая скорее всего стояла рядом с крепостью, но не примыкая к ней. Из старых документов знали о существовании замка и приблизительно где он распологался, но только в ходе раскопок в 2006-2007 годах нашли таки его следы.

Как-то так это было.

Фундамент имитирующий место, где находился донжон.

Башня.

А если встать возле башни, то старая часть видна как на ладони. И внизу виден резервуар для воды.

Башня вассальной клятвы при замке считалась знаком пристижа и как бы гордо выступая указывала на то, кто тут хозяин. Это был настоящий центр во всей защитной структуре и последнее укрытие и защитный редукт в случае нападения. От этого и важность того, чтоб эта структура находилась в стороне от других и с узким проходом через мост. В случае атаки все бежали туда, а мост… гори он огнём! Внутри, конечно, не было раскошных апартаментов — главная функция была всё таки защитная.

Рядом с башней ещё остались следы от одного из порталов, через который можно было попасть в город. Вот эти камни с дырками были фундаментом для балок, на которые насаживалась дверь.

В XVI веке замок утратил своё значение и башня так и осталась стоять поотдаль. Тогда решили, что не дóлжно простаивать добру и  переделали её в холодильник. В 1873 году, во время карлистских войн, холодильник уже не был актуален и тогда её снова стали использовать как форт. После окончания войны местные жители подумали ещё раз чего пропадать добру и сделали из башни дом, который был обитаем до 1918 года. А после бедную башню и вообще решили снести, так как на этом месте решено было построить резервуар для подачи воды в посёлок из близ пробегающей речушки Арга. Кому уже в двадцатом веке та башня была нужна.

Bestorre - Трёхстенная или открытая башня.

Красивые башни интересной открытой конструкции не только хорошо смотрятся на фотографиях, но и содержат интересную историческую нотку. Этот особенный и не очень часто встречаемый вид башен имел к тому же двойную функцию. Во-первых, они подпирали фундамент защитной стен; во-вторых,  служили пунктом дозора и защиты во время атаки. Но я добавлю ещё и в третьих, что они очень красиво смотрятся, украшая полотно защитной стены, разрывая монотонную горизонтальность.

Вот так жили.

Впервые придумали строить такие башни в Европе в  XII веке. В особенности их стали использовать во Франции и Великобритании, а после мода распространилась по другим странам в XIII-XIV веках. Конечно же любой вещи есть объяснение и их не достраивали с одной стороны не просто из-за лени. Бесторры были открыты, конечно же, только во внутреннюю сторону города. Эти башни имели обычно как минимум три уровня. На нижнем этаже, на уровне двора крепости, их использовали как склад для провизии и обмундирования. Обычно только этот первый уровень и имел стену с внутренней стороны. Второй этаж находился на уровне дозорной дороги и полностью предназначался для нужд охраны, постовых и солдат. Последний этаж, вернее пол этого этажа, был из дерева и опирался на выступы. На этом уровне проводился дозор и защита при атаке. Такие деревянные перекрытия были более умным решением, так как их можно было быстро снять, чтоб враг не воспользовался башней. Да и потом, если деревянный пол падал на голову, то солдат возможно мог заработать сотрясение мозга, а вот если бы рухнуло каменное перекрытие, то легко бы не отделался. Хотя среди причин такого строительства я не указываю экномическую, так как она не являлась главной, но всё таки её стоит упомянуть. Какую-то денежку всё таки экономили. Никто ж бесплатно не строил.

В середине XVI века три башни находились в состоянии руины. Это стало причиной сдачи в аренду этих башен. До сих пор некоторые из них находятся в частной собственности. Башенку? Кому-нибудь? Почти в хорошем состоянии!

Вот одна из башен, которую присоединили к дому. Сегодня в ней ничего нет. Ну, кроме голубей.

Верхние этажи.

«Бесторры» повсюду.

Этой достроили с внутренней стороны стену и оставили только последний этаж открытым.

Сегодня их ни для чего не используют. Кроме парочки, которая находится на частной территории.

Не удивительно, что королям так нравилось здесь жить.

Просто красиво.

Особенно в вечернем свете и когда зажигают фонари.

 

И как всегда не возможно не насладится мелочами, которые невольно притягивают к себе объектив.

Вид на новую часть Артахоны.

В новой части тоже имеется свой герой, вернее героиня.

Вот эта церковь 17 века.

Просто старый дом возле церкви.

Когда же зажгут фонари?

Стараясь сохранить старину.

В старой части города все дома старинные. Есть и дома с гербами.

Уже зарождается весна.

Небольшой лесок между старой и новой Артахоной.

Люблю смотреть под ноги.

Вечно сочные хвойные деревья.

Пейзажи.

Поля с пшеницей.

Соседний посёлок в далеке.

Поля, поля, поля…

Игра теней.

Дорога из соседнего посёлка.

Простая селькая красота.

И куда ни глянь, везде красота.

Неописуемо.

Поливалка.

Отдыхаю!

Вот так гордо!

Какие-то ягоды были повсюду.

Церковь в самом центре.

Скоро начнёт садиться солнце.

Загородили окошко.

Столько разных красивых дымоходов!

С любовью…

Зацвёл розмарин.

Полезная информация.

Артахона находится в 30км от Памплоны. Большая часть пути проходит по шоссе и проехав Puente La Reina более старая дорога уже ведёт к посёлку. В старой части нет ни баров ни ресторанов. Вроде в новой части имелся один бар, но советую бутерброд с колбасой и воду брать с собой. Старую часть можно посмотреть за 40 минут, если не заходить в церковь.


Todo el contenido del blog http://www.ispanianeizvedannaya.wordpress.com es de propiedad privada y está prohibido su uso en otros medios sin el permiso de los autores.
Содержание блога www.ispanianeizvedannaya.wordpress.com является частной собственностью. Запрещено использование и публикация содержимого блога без разрешения автора.
Реклама
Categories: Замки / Castillos, Защитные стены / Murallas, Крепости / Fortalezas, Наварра / Navarra, Природа / Naturaleza, Церковь / Iglesia, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , | 4 комментария

Навигация по записям

4 thoughts on “В Наварре… доблестная Артахóна. — Artajona, Navarra.

  1. Макс

    Спасибо за такую подробную информацию и проделанную работу . Пару дней назад были в Артахоне, сейчас по свежим воспоминаниям очень впечатляет .

    • Anyuta

      Спасибо за коммент! Каждый кусочек страны по-своему интересен. А в маленькую Артахоны мы приезжаем обязательно раз в год. Там такой воздух и виды…

  2. Lyudmila

    Интересно. Спасибо.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: