Обязательно посетите…Асторга. — Astorga, Castilla y León.

Нам часто кажется, что вот в предыдущих столетиях столько всего происходило, что-то делали, что-то строили и что-то рушили. Действительно появляется ощущение, что люди писали историю. В наше время такого ощущения нет. Но и современники той или иной эпохи тоже не осознавали что мы когда-то станем их делами восхищаться. Так и древне-римский X Легион «Гемина» ( Gemina), который пригнали на эти места по причине затянувшихся Кантабрьских войн, не думали, что положат начало городу Асторге, который доживёт до безумно далёкого XXI века. Кантабры и их союзники боролись стойко и римские войска уже порядком устали от выходок безбашенных варваров. Хотелось поскорее покорить, забрать золото и напится на радостях из огромной бочки. Сегодня от тех солдат не осталось ни одного шлема, но остались некоторые траншеи и защитные рвы, а так же цементные фундаменты.

Современные защитные стены Асторги.

Защитные стены.

Не достигнув желаемого результата, но и не считая себя проигравшими, солдаты покинули эти земли, а вся «свита», которая часто следовала за легионерами осталась на обжитом месте. Часто эта «свита» состояла из не совсем порядочных граждан, в частности, богиней любви, разных нахлебников и всемозможных торговцев, которые никогда не упускали возможность использовать человеческую слабость к еде и вину в обмен на только что награбленные сокровища.

В итоге, лагерь снялся, а кобылы остались. Поселение стало разростаться, пока не достигло размера и статуса столицы Conventus Asturum. И не просто Асторга стала важным административным центром, но так же превратилась и в значительную точку коммуникаций для всего северо-востока полуострова. Кто знал что так разовьются события? Плиний Старший даже удостоил Асторгу красивым именем  «urbs magnifica«, что на латыни означает  «великолепный город». Два первых века после снятия с места римского лагеря стали очень процветающими для Асторги, жители которой «купались в золоте». Одновременно это и гипербола и исторический факт. На самом деле и Асторга и близлежащие земли жили за счёт золотодобывающих мин. Да, древние римляни умели делать очень многое!

Но не долго песня пела, пришли с севера небритые свевы и согнали римлян с тёпленького места, где-то около 410 года. Варварские свевы много раз сталкивались лбами с вестготами, которые тоже были не прочь жить в этом месте. В следствии таких разногласий (как это так мягко получилось назвать кровавые разборки ), Асторга была несколько раз разграблена и полностью потеряла статус столицы и всякую политическую значимость. С этого момента на первый план выходит город Леон.

*Свевы — собирательное название населения Восточной Германии.

Не долго и варвары распоряжались на этих землях, когда в 714 году в дверь постучали мусульманские войска под руководством Тарика ибн Зияда. Как говорится в учебнике по истории, что варвары и вякнуть не успели.

История шла своим чередом. Асторга окончательно перешла в руки христиан, когда калифаты на полуострове остались только в памяти дедов. В какие-то моменты город снова старался вернуть свою значимость, успешно, но потом всегда наступали моменты, когда он вновь падал на колени.

Сегодняшние асторжци живут в маленьком городке размеренной жизнью. Золотоностыне мины давно уснули крепким сном. Политический центр отъехал далеко в Мадрид. Какие-то старые дома рушатся, какие-то новые пятиэтажки строятся. Но под ногами асторжцев сегодня находятся огромные археологические сокровища. Часть из них была найдена и с любовью изучена и выставлена в музее. А часть так и спит тихим сном, пока мы тут покоряем пространства.

Вид из окна музея. Под стелкянной крышей находится древне-римский дом.

Вид с защитной стены.

Вид с защитных стен на новую часть Асторги.

Одна из многочисленных церквушек.

Просто улица.

Раковина- атрибут пилигримов, идущих по Пути Святого Иакова.

Путник.

Церквушка.

Указатель улицы, где когда-то находился еврейский район.

Casa del Oso. - "Дом медведя".

Это единственный домус, который оставили «открытым» для ознакомления с прошлым города. Но и то не весь он появился на свет, а только его третья часть, так как остальное навсегда скрыто под фундаментом соседнего монастыря.

*Домус — дом-особняк.

Гипотетически дом выглядел вот так.

Известно, что домус был построен в южной части города практически вплотную прилегая к защитной стене. Случилось это знаменательное строительство где-то около I века до нашей эры и простояло это здание до первой части IV века. Конечно же подобное вложение денег могла себе позволить только богатая семья. Это так же подтверждается и тем, что в ходе многочисленных достроек и перестроек, домус занял публичные земли, не совсем красивые и хорошопахнущие, но тем не менее городские владения. Захватили они не брезгуя часть городской клоаки.

Как и все древне-римские домусы, этот имел центральный дворик с перистилем. Это очень чётко видно. Как я уже упомянула, дом много раз перестраивали и что-то достраивали, потому не очень хорошо известна детальная структура жилища.

*Перистиль — открытое пространство (двор или сад), окружённое с четырёх сторон колоннами.

Перистиль.

Перистиль.

Самая интересная часть этого домуса —  разнообразие половых покрытий, состоящих из строительного раствора с известью, водой, песком и раздробленным кирпичём (opus signinum). В термах во фригидариуме пол был из мраморного плитняка. Тут же присутствуют типичные римские полы из маленьких прямоугольных кирпичиков, в форме рыбной кости (opus spicatum). Были найдены остатки рисунков на стенах домуса. Ну и самое красивое — цельные полотна мозаики, которая украшала полы. В общем приятно было и мыться и жить.

*Оpus signinum — различные кирпичные кладки используемые в архитектуре и гидравлической инжинерии древними римлянами.

*Фригидарий — одно из помещений римских терм, предназначеное для охлаждения.

*Оpus spicatum — вид кирпичной кладки, используемая в Древенем Риме и в Средние века. Выделаные кирпичики укладывались в форме рыбной кости.

Мозаика с медведем, в честь которого и назван Домус.

Растительная и геометрическая мозаика. Чаще всего встречающаяся в домусах.

Полный вид мозаики.

Самый распространённый способ укладки половых покрытий — в форме рыбной кости.

Деталь «рыбной кости».

Южная часть здания похоже была предназначена для слуг, потому эта часть была построена простенько и не дорого.

Самая отдалённая часть.

Паралельно сегодняшней улице находились небольшие термы для приватного использования. Но их себо можно только представить.

Ayuntamiento. - Муниципалитет.

Муниципалитет, как и положено, находится на Главной площади города (Plaza Mayor). На здании всегда привлекает внимание традиционные часы марагатов с Колáсом и Санкýдой, сделанные в XVIII веке часовщиком Бартоломé Фернандесом. Фасад был выполнен в 1675 году, о чём указано на замкé главного входа. В целом строительная схема этого мупиципалитета повторяет патрон многих других муниципалитетов того периода когда царил и властвовал стиль барокко. До того, как был построен этот особняк, собрания проводились в атриуме церки Святого Бартоломé.

*Марагаты — народ населяющий провинцию Леон (Испания).

*Атриум — центральная часть жилища/здания.

Спроектировал особняк уважаемый дон Мануэль де ля Лáстра следуя тогда популярнейшей эррерианской типологии, которая в чём-то схожа с фасадом собора. А шпили башен были вдохновлены всегда восхищаемыми фламандскими мастерами.

*Эррерианская архитектура — была развита в Испании в последней части XVI века. В XVII веке этот стиль был немного изменён под влиянием барокко.

Пятно интриги на этом открытом здании тоже имеется. Под башнями сохранились остатки тюрьмы, в которой находились заключённые в ожидании суда.

И ещё один интересный факт. Современная Главная площадь находится на том месте, где скорее всего находился древне-римский Форум. История повторяется. А актёры другие.

Главная площадь с Муниципалитетом и дух древне-римского Форума.

Фасад.

Красивейший герб на фасаде.

На колокольне традиционные марагатские персонажи.

Catedral de Santa María. - Кафедральный собор Святой Марии.

История повторяется. А актёры другие. Да и здания совсем иначе выглядят.

Вид на собор с широкой боковой аллеи.

Когда-то на месте собора стоял прероманский храм. Его заменили на романский, более новый, который был освящён в 1069 году, но о котором не осталось много в архивах. В 1444 году епископ дон Áльваро Осóрио-и-Гусман (1440-1463) подписывает буллу на перестройку дико устаревшего романского храма. Но кое-что всё таки от него сохранилось — две маленькие капеллы.

*Романский стиль — стиль в искусстве и архитектуре в Европе XI, XII, XIII веков.

Ничто не вечно под луной.

На главном фасаде в полном соку разливается стиль барокко от руки Пабло Антонио Руиса (Pablo Antonio Ruíz), который принялся за строительство начиная с 1708 года. Тогда ещё существовал старый романский фасад.

Фасад впечатляет. Несмотря на огромную загруженность полотна, барокко придаёт такую феерическую атмосферу, что хочется рассматривать все эти малюсенькие детали. Подойти поближе, отойти подальше. Я люблю барокко.

Собор во всей красе, или Краса собора.

Деталь фасада.

Главный портал…даже незнаю с чего начать. Может я просто помолчу и пускай он скажет сам за себя?

Мощный трёхдольный главный портал окаймлён колоннами в форме ваз тончайшей работы. Свод портала, как открытвая книга Евангелия, рассказывает многочисленные истории- очищение храма (изгнание торговцев), парабола неверной жены, два исцеления, снятие Христа.

Портал. Барокко. Без лишних комментариев.

Главный вход.

Розоватая башня слева и сероватая справа. О них чуть ниже.

Купол над порталом.

Башни.

Охраняя такую красоту искусства, по бокам смирно стоят, слегка отблескивая своим розовым оттенком на солнце, башни. Старая башня 1678 года была очень повреждена после Лиссабонского землятресения в 1775 году и потому не была завершена аж до 1965 года. Новая башня, розоватого цвета, начала строиться в 1692 году и не была завершена до 1704 года.

*Великое Лиссабонское землятресение — произошло в 1755 году. Оно превратило в руины Лиссабон и повредило много близлежащих к границе с Португалией испанских провинций.

Гербы на башне.

В самом центре картины как два драгоценных камня врезаны красивейшие гербы: епископальный и королевский.

Собор был спроэктирован по схеме базилики. Это означает, что собор разделяется на три нефа, которые опираются на старый романский храм. Капеллы подпираю контрфорсы и завершают рисунок три многоуголных апсиды. А сверху нависает крещатый свод. Впечатляющие и красивейшие пилястры, которые держат этот свод, не имеют капителей, а сразу переходят в нервы.

*Контрфорс — вертикальная конструкция в форме выступающей стены или отдельно стоящей опоры.

*Апсида — полукруглый или прямоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутый полусводом.

*Пилястра — вертикальный выступ стены, часто имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Внутри собора.

Свод.

Мощные пилястры без капителей.

Витражи.

Среди света и теней, пройдя по лабиринту мощнейших колонн, привлекает внимание главное алтарное украшение, работа Гаспáра Бесáрра (Gaspar Becerra). Дон Бесáрра, довольно продвинутый скульптор середины XVI века, очень следил за новыми тенденциями и  сотрудничал с итальянцами Васари (Vasari) и Вальтерра (Valterra). Кроме того он, как сейчас бы сказали, вращался в кругах самого Микеланджело. Потому когда он подписал контракт (а что вы думали, что тогда верили на слово?) на строительство собора, то он не мог не внедрить новые веяния, привезённые из Италии. Все картины повествуют о жини Девы Марии и Христа.

Главный алтарь.

Запрестольный образ или Алтарь Святого Мигеля.

Этот алтарь и капелла спонсировал меценат дон Дуáрто Перес (Duarto Pérez) , который был старшим секретарём и каноником этого собора. Образ выполнен маслом в испанско-фламандском стиле в  1530 году. Автор этого образа остался известен для истории как маэстро из Асторги. Живопись представляет сцены Страстей Христовых.

*Каноник — штатный священнослужитель кафедрального собора.

Алтарь Святого Мигеля.

Другой алтарь в стиле барокко.

Первоначальные украшения капеллы, закрытые теперь алтарём.

Хор.

Хор начал строится в 1515 году. Известно только имя резчика — Хуан де Колóния (Juan de Colonia). В те далёкие времена часто мастера из европейских цехов путешествовали по странам , где применяли новые тенденции, импортированные с родины. Для местных жителей их иностранные имена были слишком сложные, потому почти все они нарекались Хуанами и фамилией им служил город откуда они были родом. Так и в этом случае, наш Хуан прибыл из Колонии, что в испанском языке обозначает Кёльн.

В этом пространстве обычно проводили собрания служители собора и епископ. Сиденье епископа всегда находится в самом центре и выделяется своим размером и украшениями.

Хор выполнен во фламандском стиле, который привёз выше упомянутый Хуан,  с рядом инетересных сидений из орехового дерева. Чаще всего сиденья украшены изображениями святых и сценами из Библии, но во многих соборах шутливые резчики оставляли инетересные детали, которые ни с первого ни с второго раза не заметишь. Так в этом хоре спинки высоких и нижних сидений рассказывают сцены из Нового и Ветхого Завета. Остальные детали, как то подлокотники, верх спинки и так далее были вырезаны следуя готической тематике. Так эта готическая «изюминка» появляется в так называемых drôleries (например, собака, которая курит трубку во время игры в карты). К сожалению фотографии нет. Хотя на всех остальных сиденьях без затейливых узоров просто изображают растительный орнамент, характерный эпохе возрождения.

*Drôleries (дролери) — этот забавный жанр, свидетельствущий о свободе мышления средневкового художника, зародился в нидерландском искусстве. Он близок к гротеску; наибольшее распротранеие получил в парижской школе книжной миниатюры 14-15 вв

Хор.

Детали сидений. В хоре всегда тяжело фотографировать. Во-первых, потому что во внутрь нельзя зайти. Во-вторых, там всегда очень темно. Флаш использовать при фотографии запрещено.

Орган.

Красивый орган в стиле барокко нависает над нашими головами, ведь музыка к нам идёт с небес. Главная фигура этого органа-  Святая Сесилия в сопровождении ангелов с инструментами и других музыкантов, которые держат что-то на подобии компаса для такта.

Орган, выходящий на боковой неф.

Железная решётка.

Меценат и епископ собора Алóнсо Мехűя-де-Товáр (Alonso Mejía de Tovar)  в XVI веке решил заменить старую решётку. В те времена на полуострове уменьшилось количество кузниц и потому работа с железом стала очень дорогой. Был созван конкурс (или сегодня бы сказали- тендр) для проекта новой решётки. Для конкурса пригласили и басконцев, которые часто формировались в  своих собственных кузнецах и работали по всей территории Испании. Конечно же больше шансов выиграть имел тот, кто предлагал красивый проект за маленькие деньги. В начале конкурса зажигалась свеча и когда она догорала епископ должен был назвать имя победителя. В этот раз им стал не очень опытный мастер Лáсар де Аскаűн (Lázar de Azkaín). Что из этого получилось судите сами.

Решётка с дверью для входа в хор.

Послехоровое помещение.

Красивейший  алтарь в стиле неоклассицизма с использованием мрамора, яшмы, алебастры и бронзы.

Неоклассицизм чистой воды.

Южный фасад.

С южной стороны собора находится не такой шикарный, но одинаково прекрасный фасад эпохи возраждения, выполненый в 1551 году Родриго Хиль-де-Онтаньоном.Cостоит он из двух частей и фронтона. Портал сторожат колонны с платерескими капителями . В пазухах свода находятся два медальона, с которых наблюдают за путниками апостолы Пабло и Педро.  Тимпан убран тонким гребешком в стиле кандельери и внутри можно увидеть образ Вечного Отца, который правой рукой благословляет всякого, кто приходит, а в левой руке держит земную сферу.

*Платереско — архитектурный стиль испанской культуры XVI века. Является испанским вариантом Ренессанса.

*Кандельери — тип орнамента, зародившийся в Италии в эпоху Возрождения, как остаток от древне-римской культуры.

Второй потрал.

Фронтон.

Сторона, которая выходит на широкую аллею.

Через эту дверь пилигримы и простые путешественники попадают в собор.

Palacio Episcopal. - Епископский особняк.

Примитивный особняк был построен во времена правительницы доньи Уррáки (Urraca), которая подарила епископу дону Пелáйо  в 1120 году место в пределах защитной стены. Много лет спустя дон Нýньо ремонтирует и перестраивает особняк, но через несколько месяцев по завершению работ в особняке случается пожар.  Снова начали собирать средства на строительство особняка. Собирали деньги, строили частями, но завершённым его история не увидела аж до XX века. Последний брался за перо в 1887 году сам Антонио Гауди.

Именитый Гауди не только построил церковь в Барселоне. Было бы так, то не заработал бы он себе на жизнь. Его работы можно увидеть разбросаными по многим городам Испании. И его ни с чем не схожий стиль видно из далека.

Во время правления епископа дона Грау (Grau) Гауди завершил работу над двумя этажами и оставалось завершить третий этаж и положить крышу. Но в этот период епископа Грау сменили на другого и разногласия нового митрополита с Гауди достигли такого пика, что он останавливает строительство в 1938 году.

Со следующим епископом Хулианом де Диего-и-Алкалéа (Julián de Diego y Alcalea) работы возобновляются. Он берёт на работу архитектора Рикардо Гарсия-де-Герéта (Ricardo García de Guereta), который стараясь придерживаться первоначальных планов, гармонично завершает строительство. Тогда приступают к работе дизайнеры по интерьеру. Но работы снова застопарились при следующих епископах. Особняк будет наконец-то полностью завершён в  1961 году при епископе Гонсалисе Мартине (Gonzalez Martín).

Даже незная кто был строителем этого особняка, при виде вздымающихся полотен входа, невольно думаешь «а не Гауди ли это?» В общем здание не наполнено никакими фантастическими личностями, нет неимоверных форм колонн или украшений. Один единственный портал в форме взмаха крыльев бабочки выдаёт своего автора.

Вход в особняк.

Обожаемые Гауди витражи.

Серая палитра особняка из гранитного камня из Монтеаренас выделяется на фоне розоватых оттенков собора. Такие разные путники из прошлого соседствуют в гармонии на главной улице Асторги.

Три статуи ангелов из цинка так и остались стоять в саду, который окружает особняк.  Говорят, что по проекту они должны были быть на крыше, завершая первоначальный замысел. Но когда Гауди бросил строительство, он точное их расположение он не указал. Потому статуи до сих пор приветствую посетителей с зелёной лужайки. Желая увековечить фигуру епископа Грау, с которым Гауди так хорошо ладил, архитектор «снарядил» ангелов епископской атрибутикой.

Епископский особняк и две статуи ангелов.

Вид на особняк с защитной стены.

Вид с аллеи, которая ведёт к собору.

Ещё один вид с аллеи.

Добро пожаловать!

Архитектура — искусство.

Если снаружи Гауди не слишком позволил себе разгуляться фантазии, то внутри его воображению не было предела. К сожалению, внутри особняка запрещено фотографировать. А словами передать всю роскошь, нарядность, шик просто не возможно. Одно скажу, что полтора часа нам не хватило на то, чтоб просмотреть всё. Сегодня особняк выполняет функцию музея, потому все помещения, вплоть до подземных, заполнены предметами искусства и археологическими артефактами. Их так много, что нет возможности уделить должное внимание каждому. Потому приходите в особняк пораньше и с небольшим бутербродиком, чтоб набраться сил на полпути.

Чтоб вы могли себе представить как же оно всё таки внутри особняка, я прилагаю пару фотографий из интернета.

Главнй алтарь.

Один из залов.

Ещё зал. Всё ОЧЕНЬ в стиле Гауди.

Археологический Музей Асторги.

Не всё сокровище, что на улице.

В большинстве музеев имеются предметы, которые повторяются, потому как они были очень распространены в тот или иной период и состоя из крепкого материала смогли «выжить» не смотря ни на что. Потому здесь я покажу только те артефакты, которые выделяются.

Напёрсток и заклёпка. Напёрсток, в принципе, это не редчайший предмет. Но в этом случае он очень хорошо сохранился. А заклёпка тут потому, что я люблю украшения.

Красиво сделанный напёрсток.

Заклёпка из бронзы.

Набор масляных или керамических ламп. На самом деле, это чаще всего встречающиеся артефакты. Их сотни в музеях. Но я их люблю потому, что фигуры, которыми они украшены, всегда разные и иногда улыбают.

Это была маленькая лампада, которая работала на масле. Масло заливалось в маленькое отверстие в верхней части, в которой находился фитиль из растительного волокна. На многих из них очернено выпускное отверстие из-за огня. Их делали разных видов и с разными орнаментами, следуя эпохе и моде. Те, которые выставлены в музее имеют фигуру гладиатора, раковину моллюска, селезня, Викторию со расправлеными крыльями и круглым щитом.

Масляная лампа.

Часть масляной лампы с воином.

Ещё кто-то в воинственной позе.

Хорошо сохранившаяся целиком масляная лампа.

Трубы. На самом деле, трубы тоже встречаются и в других музеях. Особенность этой в том, что она сохранилась целиком и большим куском, когда чаще всего достают только фрагменты. Такие свинцовые трубы изготавливались сгибая пластину пока не соединялись стороны. Черта соприкоснования заделывалась свинцовым шнуром.

Труба.

Настенные рискунки. Даже если они и есть во многих музеях, но каждый из них уникален. Эта часть рисунка украшала цоколь комнаты. Оба фрагмента были реставрированы в 90х годах. Особенно мне нравится каска Меркурия с крылышками. Первая часть II века нашей эры.

Фрагмент.

Каска Меркурия.

Небольшие кувшины с тонкими стенками из гончарной мастерской в Мельгáр-де-Тэра (Самора). Выделяются два кувшина. Один с вырезаными декорациями в форме листиков и другой с человеческим лицом, чья техника изготовления называется «барботино». Оба очерченны с двух сторон рядами бугорков и вертикальными линиями с песочной пропиткой.

*Барботино — техника изготовления сосудов. Это сосуды с фигурными налепами, когда ещё в мягкой глине продавлиевается волнообразный орнамент, рельефно выделяются спирали и другие мотивы.

Кувшины.

Кувшин с листочками.

Кирпич с отпечатком лапы пса. Не часто такое встретишь. Пёс увековечил память о себе.

Кирпичь.

Стеклянная чаша. В Древне-римской империи было много кухонных предметов из стекла. Проблема — сильно бьётся. Потому не много из них дошли до наших дней, да ещё и почти целыми.

Чаша.

Колье из массивного золота, которое принадлежало кельтскому господину с высоким социальным положением или отважному воину. VII век до нашей эры.

Колье.

Серебряная пластина с позолоченой  надписью «Marti Tileno». Ассимиляция одного романского бога, Марса, с другим богом племени астурцев — Тилено.

Дощечка.

Золотая монета императора Тиберия (13-37 нашей эры), чеканка в Риме. Золотой ауреус являлась был установлен Августом (23 до нашей эры — 14 нашей эры) как эквивалент денежного знака (в те времена чеканили тысячу разных монет, каждый на свой лад).

*Ауреус — древнеримская золотая монета.

Монета.

Фрагменты тарелок и чашек из кермамики, известной под названием «мраморная». Изготавливалась она во времена императора Клавдия (41-45 после рождения Христова) и Нерона (54-68 после р.Х). Название происходит от характерной размытости, которую делали на покрытии, чтоб иммитировать прожилки мрамора. Очень красиво!

Фрагмент чаши.

Табличка Гостеприимности Асторги. Репродукция.

Настоящая табличка находится в Берлинском Национальном Музее . Так называемая «Табличка Гостеприимности Асторги» или «Соглашение Зоэлае (Zoelae)»  отображает две юридические записи занесённые в один документ. Первая, записаная 28 апреля 27 года нашей эры обновляет соглашение о гостеприимности, подписанное неизвестным числом. Этот акт произошёл в городе Курýнда (Curunda), который сегодня не могут идентифицировать ни с каким определённым городом, но мы знаем, что это была столица Зоэлаев.

*Зоэлае — прероманское племя, относящаеся к народу астур, проживающим на севере Испании и Португалии.

Привлекает внимание, что пакт подписан между двумя людьми, Desonci и Tridiavi, которые пренадлежали одной и той же общине — народ Зоэлае, и которые составляют договор между собой. Потому считают, что в это время ещё не всупила в действие административная романская система, на основе Civitas (гражданского права).

Вторая запись относится к обновлению этого соглашения 11 июля 152 года нашей эры. Это происходит в полностью романизированной атмосфере, как то подтверждает элементы ономастики, которые определяют обе стороны (теже самые, что и в первый раз). Теперь они объединяются и подписывают соглашение с тремя другими людьми , один из нарора Орниаков (Orniacos) и двое других из народа Зоэлае.

*Ономастика — наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.

За неделю до посещения Асторги, вопрос про эту табличку выпал на экзамене по Римскому праву моему мужу.

Табличка.

Фрагмент таблички.

Фрагмент киприча, скорее всего квадратной формы (этот тип кирпича известен под названием «bessalis»), с отпечатком гвоздей сандалии или калиги.

Кирпич.

Реклама
Categories: Вестготы / Visigodos, Древне-Римская Империя / Antiguo Imperio Romano, Защитные стены / Murallas, Кафедральный собор / Catedral, Леон / León, Музей / Museo, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: