Вблизи от Памлоны… Монастырь Ирансу. — Monasterio de Iranzu, Navarra.

Где находится Ирансу?

Монахи цистерианцы, как и монахи других орденов, всегда искали укромное место, отдалённое от мирской суеты, даже в те далёкие и не суетливые столетия, чтоб создать место для своего уединения. Ирансу было и есть именно таким отдалённым местом среди величайшей красоты природы.

Дорога к монастырю.

Дорога к монастырю.

Дорога к монастырю.

Дорога к монастырю.

Когда подъезжаешь к монастырю, паркуешь машину, оборачиваешся и … Кажется, что перед тобой не монастырь, а открытка. На открытке изображены горы-гиганты, все в осенних пятнах, такие высокие, что от неба остаётся только лоскуток. На этом фоне у подножья ютится маленький монастырь, окружённый каменным забором. Перед монастырём зреют виноградники, журчит небольшой ручеёк и семья лошадок пасётся на жгуче-зелёной траве. Если бы лошадки не мотылями постоянно хвостами, то можно было бы принять всё это за настоящую картинку. Ничего не шевелится, ни души не видать, тишина и красота. И больше ничего!

Вид монастыря с парковки.

Вид монастыря с парковки.

Красивейший пейзаж.

Семейство обедает.

Здрасте! Готова угощаться хлебом!

Современный монастырь не открыт для любопытных, а от старого осталось очень мало. Потому это место не претендует на звание самого важного монумента провинции. Но в этом месте так идеально сочетаются капелька истории и неописуемая природа. Здесь красиво в любое время года! Посему, когда в один единственный выходной просто хочется расслабиться и набраться сил, не стоит лететь в Париж. Намного ближе находится это место, где невольно вдыхаешь воздух природы, на минуты замираешь рассматривая горы, и понимаешь что тебе просто хорошо.

Вид монастыря с аллеи.

Пастбище.

На баском языке Ирансу означает «заросли папоротника». Монастырь в Ирансу посвящён Деве Марии, и если бы мы делали более точный перевод, то он бы назывался Монастырь Девы Марии в Зарослях папоротника. Необычно, правда!

Монахи ордена Святого Бернарда построили на этом месте монастырь в далёком 1176 году. Как часто случалось в те времена, начали строить на этой земле потому как ордену был дарован участок епископом Памлоны доном Педро-де-Парис (то есть, дон Педро из Парижа). Но поговаривают, что за столетие до этого там уже был какой-то небольшой монастырь, но эта история уж слишком утонула в веках истории.

*Орден Святого Бернарда или Орден цистерианцев — Святой Бернард сыграл важнейшую роль в становлении этого ордена, потому он и известен под обоими именами. Орден был основан в XI веке. Главная характеристика зданий ордена — отсутсвие роскоши и выдающихся предметов искусства.

В те времена, да и во многие последующие столетия, религиозные ордена накапливали огромное количество владений, которые даровал тот или иной дворянин или даже сам король. Так во владения общины Ирансу входило не только здание монастыря, но и земли для посева, сельские церквушки и даже целые деревни.

Монастырь и сад-огород.

Сад-огород ордена.

В XIV веке настанет критический момент для этого монастыря, момент который продлится до следующего столетия. Причиной тому послужит гражданская война в королевстве Наваррском.

Но ещё худшим для монастыря станет 1835 год, который в истории Испании именуется годом Десамортизации Мендиасабаля (Мендиасабаль- это фамилия). В этот период и этот сеньор провели реформу, в ходе которой всё золото-бриллианты церквей и монастырей, перешли в руки государства. Монахи вынуждены были покинуть «приватизированные» помещения. Много предметов искусства «полегли» в то время, даже не смотря на усилия собрать всё это и создать повсеместно музеи для сохранения и общедоступного созерцания.

*Десамортизация Мендиасабаля — длительный экономический, политический и социальный процесс, начавшийся в  XVIII веке и закончившийся в  XX. В ходе этой «реформы» предпологалось с молотка продать те ценности, которые раньше невозможно было ни купить ни продать (так называемые «мёртвые ценности»). Эти земли и предметы находились в руках религиозных служителей и Церкви, которые за долгие столетия их накопили огромнейшее количество.

Так заброшенным монастырь простоял аж до 1945 года. В этот год началась реставрация монастырских зданий и передача его в руки театинцев, которые его и занимают по сей день.

Так выглядела крытая галерея в начале столетия.

В таком состоянии находился монастырь, когда монахи в него вернулись. Крытая галерея.

Почти руины.

Вдоволь нафотографировавшись и на фоне монастыря и на фоне лошадок, можно, наконец-то, пройти в монастырь. Не думайте, что можно пройти внутрь и сфоткаться с монахом. Они не показываются людям, так как ведут свой строгий образ жизни, расписанный по часам.

Коротко — была осень!

У столетнего дерева при входе в монастырь.

Сосредотачиваясь на средневековом периоде, монастырь Ирансу сохранил из того времени церковь, внутреннюю галерею, капитулярный зал и кухню. А так же Скит Святого Адриана, который стал примитивным храмом для цистерианцев, в то время пока строился монастырь для празднования служеб.

В Ирансу вы не найдёте чистых романских форм, а лишь эту типичную для цистерианцев архитектуру XII-XIII веков, которая соединяет в себе поздний строгий романский стиль с зарождающимся готическим. Потому абсолютно нормально среди мягких и округлённых романских линий увидить ни с того ни с сего появляющиеся готические пики.

*Цистерианская архитектура лишена украшений, в соответсвии с наставлениями по которым живёт орден — строжайший аскетизм и бедность. Потому все помещения цистерианцев открытые и простые. Большинство монастырей и церквей цистерианцев были построены в переходный момент между романским и готическим стилем. Так как орден ведёт затворнический образ жизни, то всё «искусство» находится в помещениях, которые монахи посещали ежедневно, — церковь, крытая галерея, трапезная и капитулярный зал.

Как и в любом монастыре, все помещения сосредотачивались вокруг внутренней крытой галереи. Так и сегодня мы совершает тур по этой дороге, заглядывая во все открытые двери.

Церковь.

Первое знакомство с церковью обычно происходит снаружи, так как при входе на периметр монастыря её сразу же видно. Часто вся тропинка к ней усыпана конфетти от недавно отпразднованной свадьбы. Только для таких важных событий используется эта дверь наружу.

Уже с этой минуты можно начать «читать» церковь как книгу. Из интернета мы знаем, что это структура конца XII века. Этой даты пока нам вполне достаточно. Теперь своими силами. Не трудно понять, что церковь имеет три нефа. Главный неф выказывается наружу этим высоким и широким фасадом. С двух сторон к нему прикрепились два боковых худеньких нефа. К тому же, они не симметрично в одной точке соприкасаются с ним. Ещё мы без книжек и буклетов видим, что фронтон плоский, без окон, карнизов, архивольтов.

*Неф — вытянутое помещение, часто разделённое рядом колонн от соседних нефов.

Там высоко, сияет на солнце оконное отверстие, которое позволяет свету проникать в тьму церкви. Возможно вы не с первого раза заметите, но на боковых нефах тоже существуют оконные тонюсенькие проёмы.

Ну вот, не правдали это было лёгкое «чтение» этой строго смотрящей на нас каменной книги?

Вид церкви с улицы.

Главный неф церкви и розетка.

Нервы свода.

Боковой неф. Чистая готика.

Три нефа церкви.

Фотография в наш первый визит.

Галерея.

Галерея встречает путника слегка отстранённо, можно даже сказать с прохладой, возможно по вине отсутсвия орнаментов и архитектурных украшений. Но в тоже время тебя озаряет ярким светом огроменные лёгкие по своей структуре окна.

В галерее происходит полное соитие двух стилей, которые, тем не менее, смогли гармонично сочетаться. Северная часть галереи является самой старой частью, но и в ней уже встроены вытянутые стильные арки, взывающие к небу, над венецианскими окошками.

Опора этих венецианских окон –это  невыделяющиеся колонны, на которых ещё хранится романская физиогномика, даже не смотря на растительные мотивы на капителях, которые указывают уже на готику.

В других частях галереи уже полностью торжествует готическая угольчатость и ни с чем не схожие стрельчатые арки.

Крытая галерея в наш первый визит.

Иногда получается быть в правильное время в правильном месте.

Колонны.

Ключевой камень на своде в крытой галерее.

Ещё романские арки.

Капители с растительными орнаментами.

Капители.

Умывальня.

Умывальня.

Внутри крытой галереи всегда есть или фонтан или колодец.

Фонтан в центре в наш последний визит.

Фонтан.

Фонтан и умывальня.

Готические арки.

Готика.

Вход из галереи в приватную часть.

Капитулярный зал.

Как и все капитулярные залы, этот имеет прямоугольную форму и свод, который нависает над нами своим ребристым перекрытием. Его широкие нервы тяжело опираются на кронштейны, которые всем весом давят на стены.  А другая часть нервов как будто с лёгкостью облакачивается на две центральные колонны с никак не украшенными капителями.

Портал в эту капитулярную залу является «самой романской» частью, которую мы найдём в этой стороне монастыря. Эта дверь представляет из себя самую простую циркульную арку, в компании по обе стороны с двумя окошками и их грузными архивольтами с большим округлым карнизом.

Вход в зал.

Статуя Девы Марии.

Вход и оба окна.

Кухня.

Кухня была пристроена к юго-западному углу галереи и это одна из самых интересных частей монастыря, особенно её центральный дымоход.

На кухне царит такой характерный угловатый готический дух. Ну разве можно с чем-либо его спутать?

Сегодня для нас выставлены некоторые артефакты, которые монахи могли использовать в те времена для своих повседневных дел. Потому тут присутсвует и пресс для сыра, и бочка для вина. Вообще в Наварре практически все монастыри занимались виноделием, а что уже говорить о древне-римских виллах и городах, у которых это занятие являлось одним из самых важных.

Интересно заглянуть внутрь и конечно же поднять голову в дымоход. Только там ничего не видно, потому как отверстие давно заделали. Сам дымоход напоминает по структуре небольшую часовенку со стрельчатыми арками.

Вид при входе в кухню.

Котёл в центре дымохода.

Пресс для изготовления сыра.

Бочка для вина.

Разные артефакты.

Скит Святого Адриана.

Снаружи сразу же привлекает внимание этот скит, который служил примитивной романской церковью для цистерианцев. Это маленькая церковь имеет всего один коротенький неф и апсиду с крошечными окошками и двумя контрфорсами, которые невозможно не заметить.

Вокруг скита находятся различные руины помещений, которые служили семинарией. Так же существуют тюремные руины, но они не открыты для туристов.

Скит, одно из окошек и контрафорсы.

Внутри скита.

Капитель и нервы опирающиеся на кронштейны.

Фонтан среди руин семинария.

Розетка церкви со стороны руин.

Руины.

Окно во время.

Постоянные жители.

Арка прохода, которая прилегает к скиту и срез какой-то ещё стены, которой сегодня и след простыл.

Верхний этаж. Руины.

Руины семинария.

Руины семинария, примыкающие к действуещей части монастыря.

Готическая арка.

Руины самой дальней стены.

Дальняя стена монастыря.

Аббатский дом.

В этом маленьком помещении и ведут свою спокойную жизнь монахи. Хотя сложно в это поверить, но часть этого здания датируется средним веком. А говорю я что сложно потому, что после стольких перестроек и ремонтов в этом современном здании практически не возможно угадать такое далёкое прошлое.

Реклама
Categories: Наварра / Navarra, Орден бенедектинцев / Orden de los benedectinos, Орден цистерианцев / Orden del Cister, Природа / Naturaleza, Романский стиль / Románico, Скит / Ermita, Церковь / Iglesia, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: