В Наварре, в Вальдорбе…Скит Христа Каталаинского. — Ermita del Cristo de Catalaín, Valdorba, Navarra.

Долина Вальдорба сегодня почти забыта даже региональным населением. Не часто попадающиеся посёлочки с небольшим количеством домиков не манят сюда ни фабрики ни прогресс. Сейчас её считают забытой, заброшенной, потонувшей в тумане прошлого. Но это самая богатая долина во всей провинции в архитектурном смысле. В ней насчитывается до 30 церквей романского происхождения. Это говорит о многом. Только говорит в прошедшем времени. Сильно прошедшем. Сегодня общими силами местное туристическое сообщество старается поддерживать эту весомую старину и память, организуя визиты группам и просто одиноким путникам.

Ermita de Catalaín – Скит Христа
Каталаинского.

Скит является самым эмблематичным монументом в долине Вальдорба, в 20км от Памплоны. Чтоб добраться до скита нужно следовать по трассе до Гариноаина (Garinoáin) и свернуть в сторону Leoz. У дороги на встречу появляется этот романский скит со своей колоколней, тонко начертаной на фоне неба.

Скит у дороги.

Скит во всей красе.

Чтоб попасть внутрь скита нужно попросить ключи у попа в церкви в центре посёлка. Как видите, храм этот очень маленький, потому предугадывается внутри всего один неф с явно выпирающей сзади апсидой. С южной стороны невозможно не заметить ряд зданий в руинах, присоединённых к стене на разных уровнях. Похоже это остатки старого монастыря и прилегающих зданий. Особенно выделяется продолговатый неф паралельно скиту, от которого отходят несколько арок. Ничего особенного в этом монастыре не было, как многие из них он был построен, когда-то заброшен, а после зелень и деревья снова захватили территорию.

*Апсида – выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом.

*Неф – вытянутое помещение в церкви, часто ограниченное с одной или обеих сторон продольным рядом колонн, отделяющих его от соседних нефов.

Руины монастыря.

Руины монастыря.

Но, вернёмся к скиту. Цилиндрическая апсида привлекает внимание не только своей выпуклостью, но и тремя интересными продолговатыми окошками, опоясанными архивольтом с круглым карнизом и стойкими капителями с орнаментами  на тоненьких колоннах. Если вы хорошо присмотритесь, то на камнях можно обнаружить большое количество знаков мастеров. Так мастера помечали блоки, над которыми они работали, чтоб после можно было посчитать их и получить денежку за каждый. Четыре пилястры-контрфорсы поддерживают нижнюю часть апсиды до уровня окон. Скорее всего на них должны были опираться колонны до самого карниза. Но их так и не построили.

*Архивольт – обрамление арочного проёма.

*Пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну.

Апсида с пилястрами-контрфорсами и окошками.

На капителях, которые украшают окна апсиды, изображены птицы, клюющие свои ноги, работа рук Мастера Эстебана. Другая парочка на соседней капители соединяют вместе клювы. Но ничего романтичного, не подумайте. Так же есть обезьяна, держащаяся за пояс капителя и сидящая на цепи. На счёт обезьяны есть два мнения. Первое, можно сказать традиционно-религиозное, напоминает о том, что  в католических храмах образ обезьяны использовали для изображения похоти.Второе, историческое, предпологает, что образ обезьяны мог использоваться для изображения врагов из мусульманского калифата, находившегося на юге Испании.

Окошко на апсиде.

Та самая обезьяна на капители.

В романских зданиях ведь не было много украшений снаружи, по сравнению с последующими стилями, как то, готический или барокко. Часто единственным «украшенным» местом становился портал, окошки и консоли под карнизом. Потому при рассмотрении той или иной романской церкви, к ним и обращается самое пристальное внимание. Так в верхней части скита много красивых консолей подпирают корниз.

*Консоль – тип опоры или кронштейна, чаще всего на карнизах или балконах.

Хороши видны консоли карниза на фасаде.

Над передней частью нефа в старину должен был быть свод с восьмиугловым куполом. А то, что мы видим сегодня, уже современное сооружение из кирпича, -замена, которую осуществили потому как первоначальный свод рухнул.

Прекрасно видно, что купол явно строился в другую эпоху.

У храма имеется красивая тонкая двухэтажная колоколня с двумя окнами в нижней части и одним в верхней.

Колоколня и окошко.

Центральное окно фасада немного странное: с выпуклостями бойницы, что возможно было добавлено позже, с шахматным хакским навесом и обрамлённое архивольтом с капителями и колоннами. С двух сторон, остались бойницы боковых окон под навесом с удлинениями. Таким образом можно представить себе где и как заканчивалась верхняя часть скита.

*Шахматный хакский узор – это тип орнамента, состоящий из маленьких упорядоченых цилиндров. Такой орнамент часто встречается в романских церквях на карнизах и архивольтах дверей и окон. Этот орнамент типичен для региона Хаки (Арагон). Оттуда патрон «разошёлся» по многим другим церквям, находящимся на Пути Святого Иакова.

Окошко с шахматным хакским узором.

Портик так же имеет хакские орнаменты и увенчан тремя архивольтами. На тимпане сохранилась тринитарная наваррская хризма, со своей региональной особенностью — ударением внутри части с «Р».

*Хризма – монограмма имени Христа, состоящая из двух начальных букв имени, скрещённых между собой. По краям находятся греческие буквы Альма и Омега.

Портик скита.

Хризма на тимпане.

Капители с левой стороны портала содержат львов со схематичными мордами и длинными ногами, которые странным образом заканчиваются тремя когтями. Далее выглядывают три потёртых персонажа, тот, который по середине, держит книгу и посох. С правой стороны впервую очередь находится симметрическая композиция с двумя птицами по краям, персонажами в центре и обезьяной на цепи. Четвёртый капитель изображает сражающихся кабальеро.

Снова обезьянка.

Соседние капители.

Кабальеры заняты благородным делом -сражаются.

Строительство скита датируется серединой XII века. И вероятнее всего это строительство было обусловлено Путём Святого Иоана, по которому шло не мало поломников. До XV века это здание служило госпиталем и постояльным двором для пилигримов на Пути Святого Иакова.

А на последок несколько видов, которые окружают скит.

Виды вокруг скита.

Виды вокруг скита. Дело было в марте.

Поля.

Кустики да травки.

Дороги с лужами везьде бывают.

Ну и одуванчики везде растут.

Реклама
Categories: Наварра / Navarra, Путь Святого Иакова / Camino de Santiago, Романский стиль / Románico, Скит / Ermita, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: