Жемчужина искусства в Наварре… Святой Сальвадор-де-Лейре. — Monasterio de San Salvador de Leyre, Navarra.

По своей исторической и архитектурной значимости это один из самых важных монастырских ансамблей во всей Испании. К сожалению до наших дней дошло мало архитектуры романского периода, к тому же это был один из самых давних периодов, ну, не считая греко-римское наследие, которое время от времени всплывало как канон всего: и красоты, и мастерства, и знаний. Так вот в этом монастыре, перед которым мы с вами находится, сохранились некоторые части выполненные в этом самом романском стиле.

В момент существования на карте королевст Памлона-Нахера (с ударением на первое А), а после ставшим Наваррским, этот монастырь играл важную роль. А в те далёкие времена в монастырях «варилось» много чего интересного, нового.  Так же монастырь имел огромное военно-защитное значение при Реконкисте, в прочем как и все монастыри и замки того времени, так как их было не много на территории полуострова, а за какими-то стенами всё таки прятаться нужно было.

Добавлю, что самые первые упомининия о нём относятся к далёкому  IX веку.

*Реконкиста — длительный процесс отвоевания полуострова христианскими королями у мусульман.

Наверное после сказанного никого не удивит то, что в Наварре огромное количество девочек зовутся Лейре.

Главный фасад.

Орден бенедектинцев основал Лейре, но чуть позже, в перипетиях истории, монастырь перешёл в руки цистерианцев. В настоящее время весь монастырь принадлежит автономному сообществу Наварры, которое его снова передало в руки бенедектинцев. То есть, это вполне действующий монастырь на сегодняшний день.

Честно говоря, часто стоя перед такими старинными зданиями, задумываешся над тем, сколько всего увидели и услышали эти камни. Думаешь, что камни в какой-то степени бессмертны, ведь это не 100 и не 200 лет стоит, а представить себе насколько давно он стоит так же трудно, как представить сколько это- миллион евро. И чувствуешь себя букашечкой, не из-за евро, а из-за того, что ты тут постоишь, 500 лет назад тут же кто-то стоял и наверное 500 лет спустя там кто-то тоже будет стоять, а может летать и наслаждаться видом сверху (кто его знает, что мы сможем делать через 500 лет).

*Орден Святого Бенедикта или бенедектинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом в VI веке.

*Цистерианцы — католический монашеский орден, основаный в XI веке. Это отвлетвление от бенедектинского ордена.

Главный фасад и три апсиды, которые опираются на крипту.

Месторасположение.

Монастырь находится в 52км от Памлоны. Чтоб добраться до монастыря, следуйте по шоссе N-240 , которое соединяет Таррагону с Сан-Себастьяном. Не доежая до посёлка Yesa, следуя указателям, нужно свернуть на маленькую дорогу и после 4 км вы будете у дверей монастыря.

Церковь.

Основной частью монастыря является церковь. Сегодня в ней живут две эпохи, но в мире и согласии. От романской эпохи, а это XI-XII века, остались крипта, апсида, башня, главный неф и портик, известный как «Porta Speciosa». Во время готических веяний в архитектуре, то есть в XIV-XV века, был переделан свод, добавлены пантеон королей Памлоны и маленькая капелла.

Не преуменьшая значимости и красоты церкви, хотелось бы выделить одну маленьку деталь, на мой взгляд самую интересную в этом месте. Я говорю об апсиде. На первый взгляд апсида ничем таким снаружи не выделяется. Это потому, что самое интересное находится под ней, то есть, «черепаха» на которой она стоит. Об этом читайте ниже в заголовке «Крипта».

Эта, в большей части романская церковь, самое старинное в Наварре сооружение того периода, которое дошло до наших дней, но так же одно из первых романских зданий, построенных на территории Испании.

Пантеон памплонских королей.

Главный неф.

Боковой неф, более узкий.

Главный неф и свод.

Альтарь с фигурой Девы-дель-Лейре. И те самые три апсиды, которые опираются на крипту.

Тот же алтарь, но три нефа видны намного лучше.

Крипта.

Вот эта та самая основа апсиды церкви. Перед тем, как начать ходить по лесу арок и колонн, поднимите голову кверху и представте снова только что увиденную грандиозную и грузную апсиду. Так вот она сейчас висит над вами всем своим грузом.

Известно, что крипта в Лейре не имела какого-то особого предназначения. Так же нет никаких доказательств о захорониях в ней. Кого-то удивлят её размер и высота,а кого-то её огромные капители, которые опираются на маленькие колонны. На самом деле крипта была построена для того, чтобы выровнять уровень земли в том месте, где позже построят церковь. Эта единственная функция этого места часто удивляет посетителей. Трудно поверить что всё было так банально, не правда ли? Всегда хочется, чтоб была какая-нибудь мистическая история. Но в этот раз не получилось.

Крипта имеет квадратную форму и, по понятной причине,следует рисунку изголовья церкви, потому имеет три круглых апсиды и 3 нефа. Для строительства использовали смесь известняка с кварцем, что придало прочность структуре и позволило ей «дожить» до наших дней.

Вес изголовя церкви опирается на самые большие капители. Они все расхожи между собой, все разного размера и с разнородными декоративными узорами. Некоторые имеют огромные гуськи и формируют лес пилястр. Строители-монахи не изощрались в декоративных узорах и изобразили простые животные и геометрические фигуры.

Дверь, через которую мы входим в крипту,-сама старинная дверь во всём монастыре, выполненная в раннем романском стиле. На этой грубо вытесанной двери нет большого количества украшений и явно не было намерений сделать из неё предмет искусства. Только её я уже не успела сфотографировать, а сам факт старины выяснился уже при дружеском разговоре с продавщицей-гидом из сувенирной лавочки.

Крипта.

Капитель без узора на небольшой колонне.

Ещё капители.

Кто-то оставил надпись в 1729 году.

Повторяет периметр нефа, который находится над головой.

Эта часть держит главный неф.

Капители с узорами.

Деталь капителя.

На это место опирается алтарь.

"Porta Speciosa". – «Прекрасная дверь».

Этот портик был построен во время первого расширения церкви, в XII веке. Чаще всего в старину для строительства использовали что было под рукой в той или иной местности, так перевозка и цена не были поднебесными. Но на счёт строительства портика известно, что были использованы различные элементы, которые доставили из других мест. Так же известно, что не один мастер работал над этой частью монастыря. И каждый добавлял что-то от себя, потому тяжело придать какое-то единое значение декорации этой двери.

Главная часть портика- это круглый тимпан, который находится над дверью, и вмещает в себя  различные фигуры. Центральная и самая главная фигура – Спаситель (Salvador- «Сальвадор»), откуда и пошло название монастыря. Справа находится Дева Мария, Святой Пётр и неизвестная фигура (один из мастеров постарался и изобразил кого-то на свой лад). Слева-Святой Иоан и другие две неизвестные фигуры.

Над архивольтами находится фриз, на котором изображены библейские сцены и персонажи.

*Портик в церкви — дверь для входа в церковь, которая опирает свой весь на колонны с обоих сторон от двери.

*Тимпан — внутреннее поле фронтона полукруглой формы.

Общий вид входа. Когда мы там были, там работы какие-то проводились.

Четыре архивольта находятся над тимпаном и украшеныкак реальными фигурами, так и фантастическими с растительными и животными мотивами. Эта гармнония фигур типична  для романского стиля.

Тимпан.

Ещё раз тимпан.

Главный ансамбль фигур во главе со Спасителем (Сальвадором).

Башня.

О башне мало чего могу сказать, кроме очевидного. Башня имеет четырёхугольную форму, почти квадратную, с окнами с разных сторон. Башня вместе с апсидом-самый репрезентативный уголок монастыря и который чаще всего фотографируют. Ну и мы сбанальничаем и сделаем стомилионнопервый снимок.

Башня с тремя апсидами.

Подворье.

С северной части церкви находится дверь для постояльцев. Раньше в этом месте находилась романская крытая галерея старого монастыря. Эта галерея исчезла после 118 лет полной заброшенности, на протяжении XIX-XX веков. А от всей галереи остался только один несчастный капитель, который был найден во время раскопок.

В этом месте выделяются большая одинокая готическая подпорная арка и второстепенная дверь для входа в церковь.

Вход в церковь с подворья.

Деталь двери.

Почему-то оказалось, что есть только одна фотография подворья. А арка спряталась за деревом. Она там одна одинёшенька подпирает.

Монастырь.

Два здания были предназначены для монастырской жизни. Одно из них –старый монастырь- датируется IX веком, но от него остались только несколько частей стены и крепостная башня. Примитивно и анархично сделаная  из тесовой кладки северная стена той эпохи, своей грубостью даже напоминает вид крепости.

В середине XVI века решили построить новый монастырь, так как старый был в плохом состоянии. Эта старая часть осталась с северной стороны церкви,а новая часть, где сегодня и живут монахи, была построена с южной. Конечно же, в новую часть нет доступа для людей с улицы.

Истоки.

Точная дата и обстоятельства основания монастыря неизвесты. Первые записи о его существовании находятся в письме мосарабского кордобского пресвитера Эулохиа к епископу Памлоны в 851 году. В этом письме он описывает своё приятное во всех отношениях проживание в Лейре, где он останавливался во время своего путешествия в германские земли. Кстати, позже Эулохио из Кордобы стал церковным великомучеником.  Возвращаясь к письму, всё это говорит о том, что в то время монастырь уже имел значимость и к тому же там находилась отличная библиотека (что известно из слов того же пресвитера).

*Пресвитер — каноническое название второй степени священства в христианстве.

*Мосарабы- собирательное название для христиан, проживавших на территории мусульманских эмиратов. 

Легенда о Святом Вириле.

Какой же может быть монастырь без легенды!

Легенда гласит, что Вирила, настоятель монастыря, был очень озадачен тем, чтобы понять таинсвенность вечности. Чтоб понять как может быть возможным жить вечно, но чтоб не наскучило и не стать несчастным. Для того, чтобы понять эту таинственность, Вирила просил Бога, чтоб он ему дал ключ к пониманию. Однажды настоятель прогуливался вблизи монастыря, добрался до фонтана и сел отдыхать. В тот самый момент пение соловья заворожило его и Вирила остался его слушать. Когда он спохватился, уже было поздно и он направился быстро в монастырь, чтоб добраться до вечерней службы. Когда он пришёл к двери, монах на входе ему загородил проход, так как не узнавал нашего настоятель. Вирила тоже не узнавал монаха. Но он так настаивал, что монах в конце концов его пропустил и он стал вливаться в монастырский быт так и не понимая как так, что монахи его не узнают. Прошло время и один монах, роясь в старинных книгах об истории монастыря выяснил, что более 300 лет назад жил настоятель по имени Вирила, который исчез в лесу. Открытие было оглашено в главном зале, в этот момент свод открылся и голос, обращаясь к Вириле, сказал: « Если так быстро для тебя прошли 300 лет слушая пение соловья, представь себе как проходит время в компании с Богом». Так Вирила понял мистику вечности.

Святой Вирила.

Полезная информация.

На сегодняшний день в монастыре существует отель и ресторан. Если хотите отдохнуть не только культурно, но и спиритуально – это подходящее место. Главное правило для любых постояльцев-нужно быть в номере в 21.30 и нельзя бродить по монастырю после этого времени. Так же запрещено дискутировать о политике и идеологии.  Обед подаётся в определённое время и нельзя опаздывать. Что будет на обед решают и готовят монахи. Так что не ждите экстравагантых блюд или чтоб вам подали меню. Возможно причаститься или побеседовать с монахом на волнующие темы. Хотя не заставляют присутствовать на службах.

Каждый вечер во время службы в 19 часов можно послушать настоящее григорианское пение в исполнении монахов, которое захватывает дух и вырывает изнутри что-то такое необъяснимое, что забываешь где ты и зачем ты там.

*Григорианское пение — традиционно литургические пение католической церкви. Пение производится на латинском языке и в унисон. Это те песни, которые пели первые христиане.

Реклама
Categories: Наварра / Navarra, Орден бенедектинцев / Orden de los benedectinos, Романский стиль / Románico, Церковь / Iglesia, Uncategorized | Метки: , , , , , , , , , , , , , | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: